Учиться, учиться и ещё раз учиться! Если бы дедушка Ленин только знал, каким будет обучение сегодня: сплошь ноутбуки и веб-камеры и почти никаких учебников. Дистанционное обучение прочно укрепилось в нашем жизни и мы можем учиться больше и чаще, и ещё раз учиться. Сегодня мы поговорим с экспертами о дистанционном формате обучения — для работы и для жизни.

 

Учиться через экран – «за» и «против»

Каково это – обучаться с глазу на глаз не с преподавателем, а с веб-камерой? Первый вопрос, с которым мы обратились к экспертам: какие особенности дистанционного обучения вы считаете самыми значимыми?

Генрих Юстус, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии, бизнес-тренер, коуч: «Предлагаю посмотреть более внимательно на мировые тренды. В начале октября я работал на выставке Frankfurter Buchmesse 2014 (Франкфурт-на-Майне, Германия). Посетил множество «воркшопов», ярких выступлений и разнообразных мастерских. Всего на выставке было около 7 тысяч экспонентов из более чем 100 стран. Было что посмотреть и увидеть. В большинстве мероприятий был очень явно заметен интерес мирового сообщества к электронным форматам обучения. Почти все международные издательства плавно меняют свой фокус деятельности от печатных образовательных носителей к электронным (CD/DVD курсы, «закрытые» и «открытые» порталы/сайты, вебинары, онлайн развивающие игры и пр.). Пока лидирующие позиции занимают печатные учебные пособия, но по признанию лидеров отрасли, с каждым годом возрастает количество обучаемых дистанционно в формате E-learning. Смена лидерства — это вопрос времени. Безусловно, наша страна при текущем уровне мировой интеграции, тоже учитывает эти тренды. Если раньше анализ дистанционного обучения проводился с целью понять, стоит ли его в принципе использовать или лучше использовать другие формы обучения. То теперь в компаниях (в Москве и регионах), все чаще проводят детальный анализ для того, чтобы на этапе внедрения или на этапе эксплуатации дистанционного обучения было наименьшее количество минусов для пользователей и обучающих. Такой подход в принципе не рассматривает отказ от дистанционного обучения в принципе, а больше направлен на получение максимальной эффективности для результатов обучения».

Андрей Корягин, менеджер по обучению, федеральная IT-компания СКБ Контур: «Начнем с того, что в СКБ Контур основной пласт корпоративного обучения приходится на нашу армию продающих специалистов, которые в первую очередь должны на отлично знать продукцию компании — программное обеспечение.
Учитывая территориально-распределённую инфраструктуру СКБ Контура, реализовать единую систему очного продуктового обучения, которая бы охватывала каждого менеджера по продажам, не представляется возможным. Именно поэтому выбор сразу пал на дистанционный формат обучения. Но есть много других факторов, которые также сыграли в пользу этого.
Во-первых – и во многом это будет самым важным – снижение затрат на обучение.
Во-вторых, это стандартизация. Руководитель может быть уверен, что все подчиненные получат актуальную, проверенную экспертами информацию.
В-третьих, известно, что сотрудники не работают в компании всю свою жизнь, они уходят, и часто вместе с ними уходят те знания, которые они наработали, то есть компания теряет свой интеллектуальный капитал. Используя электронные средства обучения, мы можем эти знания сохранять».

А ты – учился дистанционно?

Благодаря интернет-технологиям мы имеем доступ к огромному количеству обучающих курсов, разбросанных на пространствах интернета по всему миру. Мы можем учиться и для личных целей, можем получить новый навык или новую профессию. Расскажите, чему вы сами учитесь дистанционно?

Генрих Юстус: «В своей жизни я учусь постоянно. По моему мнению, без этого в наше динамичное время ну просто нельзя. Посещал много дистанционных программ обучения в образовательных учреждениях Великобритании и Австралии. В настоящее время я обучаюсь дистанционно в Государственном Исследовательском Мичиганском Университете (University of Michigan). Обучение требует наличие PC или планшета c выходом в интернет, 1-2 часа времени в неделю на самостоятельное изучение материалов, выложенных на «закрытой» площадке (доступ только для зарегистрированных пользователей) и раз в месяц онлайн активности (skype – конференция с другими участниками обучения). Как видно из описания выше, это очень простые требования к обучаемым и что-то особенное не требуется. Что привлекло меня в этом курсе? Перечислю основные преимущества: свежие знания в предметной области, разумная учебная нагрузка, дополнительная практика кросс-культурных коммуникаций и английского языка, а также новые контакты людей, которые имеют схожие со мной научные и практические интересы. Отдельно отмечу, что обучение абсолютно бесплатно, что тоже является неоспоримым преимуществом».

Внести своё ноу-хау

Во время обучающих вебинаров в компании Apple существует строгий контроль внимания участников: преподаватель время от времени просит совершать некоторые активности онлайн. Делаете ли вы что-нибудь подобное?

Генрих Юстус: «Вести вебинары, особенно если у вас опыт только очного обучения или вообще нет опыта, очень не просто. Онлайн-педагогика в нашей стране находится в зачаточном состоянии. Поэтому на этапе подготовки ведущих вебинаров я обращаю отдельное внимание на их управление групповой динамикой и вниманием пользователей. По многолетнему опыту, хорошо себя зарекомендовали себя следующие приемы: вопросы обучаемым с помощью голоса ведущего или формы чата, онлайн тестирования (входные, промежуточные и итоговые), интерактивные опросы в процессе вебинара, использование разнообразных зрительных образов, мини-провокации участников обучения, скорость и сила голоса ведущего и т.д. Данные подходы позволяют любой вебинар превратить в эффективно работающий инструмент и мотивируют обучаемых на активное применение актуальных знаний полученных на обучении».

Андрей Корягин: «Основную ставку в дистанционном обучении мы сделали на интерактивные онлайн-курсы, включающие в себя тестовые задания. Они предназначаются для самостоятельного прохождения сотрудником на рабочем месте. Чем они хороши?
1. Решается вопрос нехватки времени. Мы не привязываем обучение к конкретной дате, сотрудники могут пройти курсы в удобное для них время.
2. Электронный курс зачастую может работать как интерактивная инструкция. Он доступен в тот момент, когда сотрудник выполняет ту часть процесса или задачи, где ему необходимы новые знания. Он изучает материал и параллельно выполняет свою задачу.
В ряде случаев мы используем смешанный формат обучения: теория преподается дистанционно, а практика – очно. К очной части допускаются только те сотрудники, которые успешно прошли тест по итогам первой части.
Стоит добавить, что мы не заставляем сотрудников обучаться, они сами готовы получать новые знания. Ведь изменения в ИТ сфере происходят очень стремительно и к ним нужно адаптироваться, чтобы не терять эффективности.
Общую проверку знаний у специалистов и руководителей отделов продаж мы осуществляем в виде централизованных аттестационных мероприятий, которые проводятся с определенной периодичностью несколько раз в год».

Что будет дальше?

Например, в СКБ Контур есть уже есть традиция еженедельных онлайн встреч. Каждый понедельник сотрудники через интернет могут присоединяться к веб-встрече «Утренний Кофе». Спикеры таких встреч – сотрудники компании: директора, линейные менеджеры, рядовые специалисты. Они рассказывают о нововведениях, делятся итогами работы за определённый период (например, хорошая традиция – выступление генерального директора компании с итогами каждого квартала и планами на следующий). Можно лично прийти в конференц-зал и послушать выступление, но чаще всего сотрудники присоединяются к интернет-трансляции, а вопросы для выступающего пишут в чат. Это удобно как для сотрудников головного офиса, так и для удалённых подразделений.

А чего ожидать в будущем от дистанционного образования?

Генрих Юстус: «Всё в нашем мире развивается по своим сценариям и моделям. Дистанционное обучение — не исключение и уже сейчас мы видим, что оно сильно изменилось в сравнении с 90-ыми и 2000-ми годами. На мой взгляд, ближайшее будущее в первую очередь затронет следующие области дистанционного обучения. Оно будет более активно учитывать продуктивное состояние сознания обучаемых и станет более персонализированным (всем будут даны возможности оперативного построения и достижения своих индивидуальных образовательных траекторий). Будут совершенствоваться разнообразные образовательные платформы (дорабатываться функционал, «юзабилити» для пользователей и пр.), будут обновляться программы обучения (они все больше будут готовить участников к достижению задач из реальных секторов экономики или социальной сферы, а не просто обучать общим концепциям), а также будет иметь место еще больше визуализаций, сейчас уже есть разнообразные герои «сопровождающих обучаемых» в процессе обучения и т.д.»

Андрей Корягин: «Расскажу о конкретных планах, которые есть в нашей компании:
1) Доработка самой площадки дистанционного обучения — Учебного портала. Он должен быть понятным для сотрудников и максимально простым в использовании.
2) Создать единую образовательную среду, которая будет учитывать профессиональный профиль каждого сотрудника. На основе него система будет формировать индивидуальный план развития сотрудника с самого первого дня в компании».

 

Благодарим экспертов за интересные ответы и следуем заветам Ильича!
Если вы хотите поделиться с нами историями из вашего опыта – пишите на pr@inside-pr.ru

 

(Visited 55 times, 1 visits today)