Экспертное мнение

Кроссфункциональные проекты: HR + PR + Marketing + Sales. Что получится в итоге

Небольшие преобразования и глобальные перемены рождаются в виде идеи и вырастают в проект. Некоторые проекты под силу реализовать одному человеку, на другие не хватает и тысячи рук. В компании проекты могут развиваться внутри одного отдела или задействовать несколько. О кроссфункциональных проектах, в которых участвуют несколько отделов, мы сегодня и поговорим с экспертами.

Какие кроссфункциональные проекты проводились в вашей компании? Какие были получены результаты?

София Семёнова, руководитель направления внутренних коммуникаций и продвижения бренда работодателя Volvo Group Россия: «В принципе большинство проектов – кроссфункциональные. У нас в Volvo Group Россия такой стиль работы. Кроссфункциональным можно назвать любой конкурс, внедрение портала, активность в социальной сети, соревнования коммерческих команд, внедрение новых продуктов и т.п.»

Евгения Миклуш, менеджер по развитию персонала СофтБаланс: «Если вспомнить понятие кроссфункционального проекта (команды, которые собираются из разных подразделений для решения какой-то задачи), то в отношении нашей организации можно говорить о постоянном применении такого проектирования. Вместе с тем я выбрала для примера один из самых ярких наших проектов – это создание и запуск Корпоративного портала. Знаю, что для многих компаний данный вопрос так же является актуальным.

Результатом стал и функционирующий сейчас портала, и, что не менее важно – опыт».

Ольга Бронникова, руководитель службы корпоративных коммуникаций ABBYY: «У нас в компании на данный момент есть 2 крупных кроссфункциональных проекта. Первый – «Весь Толстой в 1 клик» – краудсорсинговый проект, который был начат отделом маркетинговых коммуникаций, им же координировался. В ABBYY обратилась Фёкла Толстая, праправнучка Л.Н. Толстого, с просьбой помочь распознать тексты собраний сочинений Толстого.

Задача проекта была в следующем: вычитать произведения писателя на предмет ошибок, допущенных при распознавании отсканированного текста. Работа проводилась в 3 этапа: сначала тексты вычитывались, а потом два раза проверялись другими людьми. Всё это делали волонтёры.
Поскольку нужно было привлечь сотрудников-волонтёров со всей компании, отдел внутренних коммуникаций включился в проект. Мы помогали доносить идею до сотрудников компании, чтобы максимальное число желающих могли присоединиться к команде волонтёров.

Самые усердные волонтёры, вычитавшие больше всех текстов, отправились в усадьбу Толстого, в сопровождении сотрудников ABBYY, где их награждали книгами, альбомами фотографий. Также для гостей усадьбы была организована экскурсия по Ясной Поляне.

На сегодняшний день силами волонтёров вычитано 90-томное собрание сочинений Льва Толстого. Но работа продолжается и любой желающий может присоединиться, сайт проекта: http://www.readingtolstoy.ru/
Второй кроссфункциональный проект – русификация видеокурсов образовательного ресурса Курсера (англ. Coursera). Курсера – сайт бесплатного онлайн образования, большая часть видеокурсов ведётся на английском языке. Сайт Курсера: https://www.coursera.org.

ABBYY Language Services, входящая в ABBYY, ведёт проект русификации Курсеры. Как всё происходит: любой желающий может присоединиться и делать переводы. Одни люди слушают видео лекции и пишут перевод, другие проверяют. Сайт проекта: http://coursera.abbyy-ls.com/ru
Отдел внутренних коммуникаций помогал формулировать обращение к сотрудникам, в том числе призывы участвовать, помог создать ветку на внутреннем форуме, где сотрудники сообщали об обнаруженных ошибках в процессе работы с системой».

 

Какова роль менеджера по внутренним коммуникациям в кроссфункциональных проектах?

София Семёнова: «Менеджер по внутренним коммуникациям, на мой взгляд, по сути должен быть «проектным менеджером». Его задача – найти общий язык, учесть опыт и задачи HR, PR, Marketing и Sales департаментов, свести все в единый контекст. Аудитория внутренних коммуникаций – сотрудники (а кто же знает ее лучше, чем HR), PR и Marketing – эксперты в коммуникациях, бренд-менеджменте (их комментарии и опыт полезны), продавцы – имеют непосредственное отношение к клиентам (а зарплату, как известно, нам «платит клиент»)
Самая большая и распространенная ошибка при таких проектах – это когда одна из функций начинает «тянуть одеяло на себя», и при планировании коммуникаций, например, готовится «продающий текст/активность», который отлично сработал бы вовне, но внутренняя аудитория ее просто «не покупает».

Евгения Миклуш: «Роль менеджера по внутренним коммуникациям в нашем проекте (в нашем случае – это HR), была роль руководящего и самого заинтересованного в этом проекте.
Ведь для чего создаются Корпоративные порталы, если не для внутренней коммуникации? Для начала нужно понять, кто нужен (буквально по персоналиям), зачем вам нужны эти люди (что они будут делать, что вы от них хотите), смириться с ролью «вечного напоминающего» о встречах, сроках, задачах и т.д., и с мыслью о том, что если вы где-то «забуксуете», накрываться начнёт весь проект. Роль — локомотив или вечный двигатель. По крайней мере, пока не будет запущен проект и вы с лавровым венком на голове не пустите скупую слезу счастья за детище..

Не знаю, с какими ошибками сталкиваются другие компании, но почему-то думаю, что с очень похожими:
А) «А не спеть ли нам песню…». Возможно, и спеть 🙂 Если в компании появилась идея, что какой-то бизнес-процесс можно усовершенствовать или эта задача встала ребром, потому что уже давно назревала, то помните, что на первоначальном этапе это всего лишь идея. А значить что-то эфемерное, не вполне определённое, потому очень подвижное и хаотичное. Поэтому садимся и ставим «подпорки» этой идеи: что мы хотим получить на выходе, какой ждём результат, какие цели и задачи эта идея/проект будет решать, кто в этом заинтересован, кого привлечь, и сроки, сроки, сроки. Нашей целью было создание социальной сети для развития активного общения и обеспечения неформальной коммуникации на разных уровнях.
Б) «Время – деньги». Только дилетанты ставят сроки впритык. Хочу отметить, конечно, они будут переноситься и корректироваться, вы же работаете с целой группой как людей, так и задач. Но если вы неустанно следите за ходом проекта, то вам всегда будет понятно почему они переносятся, на сколько, и что сделать в следующий раз, чтобы сохранить время. В нашей компании создание, запуск и отладка портала заняла около года.
В) «Надежда умирает последней». Собрать людей методом «пойдёмте перетрём по теме» возможно, но далеко не везде. А особенно, если опыта участия в таких проектах мало или вообще нет. Поэтому обрисовываем для каждого конкретного человека его непосредственную работу. Его единственный, лелеемый, вспахиваемый участок (особенно если речь идёт о технических специалистах). И в очередной раз хочу напомнить, что сами по себе гуляют только кошки. Проект – это организм, им нужно управлять. Делать это нужно постоянно. «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же…» (с) проверь как проект.
Г) «Считайте деньги, не отходя от кассы». Если в ваш проект потребуются денежные вливания, то боже вас упаси, сконфузившись, отложить решение этого вопроса на потом. Сразу и в лоб. Суммы и кто будет платить поддаётся обсуждению, но если вы с командой проделаете титанический труд, после чего окажется, что, а вот теперь то нужно всего ничего – дать денег и всё запущенно! А на это «дающий» никак не рассчитывал, то вы падёте смертью храбрых. Вас будет не жалко, а вот людей жалко. Они трудились и верили в светлое будущее своего проекта…»

А что получилось у нас? Нечестно будет сказать, что как только наш корпоративный портал стал доступным для пользования, все сотрудники компании сломя голову побежали на нём регистрироваться. Это же что-то новое, а значит требует привыкания. Привыкание формируется небыстро у отдельно взятого человека, а если мы берём целый коллектив, то процесс ещё сложнее. Поэтому нужно понимать, что для такого проекта, мало просто запуска: «Ребята, портал работает, welcome». Вот сам на нём и сиди! Нужна постоянная поддержка (техническая часть падает на программистов), а вот самая, что ни наесть внутрикоммуникативная на НR, ну или если вам повезло такового иметь, то на менеджера по внутренним коммуникациям. Необходимы «ниточки», за которые будет интересно тянуть сотрудникам, чтобы зайти на вашу новую площадку для общения. Здесь очень поможет PR+Marketing. И в плане наполнения контента, и в плане идей и инструментов для работы с порталом. А что касается Sales части, то для нашей компании это более, чем актуально. Ведь мы сами делаем такие проекты и реализуем их на рынке. И наш портал – это живая иллюстрация того, что можно получить на выходе и как с этим работать. А работать постоянно и с воодушевлением 🙂 ».

Ольга Бронникова: «Роль менеджера по внутренним коммуникациям — помогать правильно формулировать обращение к сотрудникам и устанавливать обратную связь. Я слышала от коллег, что часто, когда сотрудников используют как некий «ресурс» — их забывают благодарить и признавать заслуги. Задача внутреннего коммуникатора – чтобы каждый участник кроссфункционального проекта в итоге все-таки получил благодарность. 

Не всегда не все руководители, когда обращаются за помощью к сотрудникам, говорят с ними на одном языке. Иногда мы переписываем тексты обращений, потому что в них не хватает необходимых деталей. В нашей компании все письма с просьбой помочь отдел внутренних коммуникаций просматривает и редактирует. Также мы следим за балансом рассылок, иначе люди могут просто перестать реагировать на них. 2 общие рассылки в день – это максимум».

 

Чего стоит и не стоит ожидать от кроссфункциональных проектов?

Ольга Бронникова: «Стоит ожидать повышения вовлеченности. Когда люди видят и осознают, с какими разносторонними профессионалами они работают, это вдохновляет всех участников проекта.
Не стоит ожидать того, что сотрудники сделают всё за организаторов. Необходимую инфраструктуру должны продумать организаторы проекта и создать все условия. Информационную поддержку обеспечивает отдел связей с общественностью и отдел внутренних коммуникаций».

 

 

Как мы видим, кроссфункциональные проект – не такой уж и страшный зверь. Если в нём участвуют внутренние коммуникаторы 🙂

Если вы хотите участвовать в нашей рубрике «Экспертное мнение» — напишите на pr@inside-pr.ru

 

(Visited 5 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *