Программа продвижения топ-менеджмента//

Быть просто хорошим специалистом линейному менеджеру недостаточно. Он должен уметь вести контроль и учет, консультировать и информировать сотрудников, наконец, принимать ответственные решения. От этого, как отмечают эксперты, зависит здоровый климат в компании.

Недавно из одного подразделения у нас ушли подряд три сотрудника, и каждый пожаловался на сложные отношения с руководителем – хорошим профессионалом и ценным специалистом, – рассказывает руководитель отдела персонала компании «Bosch-Россия» Юлия Функ. – Мы пригласили его для разговора, показали результаты интервью – и ему пришлось согласиться, что его стиль коммуникации не очень уместен, слишком жесткий». Линейный менеджер, по мнению Функ, должен играть по правилам – подчиненным надо знать, чего ожидать от руководителя, на что они могут рассчитывать, – но быть хорошим парнем он не обязан. Однако сейчас в компании «Bosch-Россия» нашли внешнего коуча для «трудного руководителя» и запланировали командообразующие мероприятия для его подразделения, сообщает Функ.

Транслятор и образец

Линейный менеджер транслирует подчиненным цели, которые ставит компания, любая система управления в компании воспринимается через него, отмечает Ольга Конкина, руководитель проекта HR-бенчмаркинга компании Axes Management. «Недавно у нас закончился проект в крупной компании – мы изучали удовлетворенность персонала, – приводит пример она. – На одном из предприятий у сотрудников разных подразделений была разная оценка системы оплаты, соцпакета, отношений в коллективе, процедур постановки задач и т. д. На фокус-группах и во время интервью становилось очевидно, что все зависело от конкретного руководителя». Во многих компаниях для оценки линейных менеджеров проводятся регулярные опросы сотрудников. Например, в компании Bosch – раз в два года. «Опросы включают в себя оценку сотрудниками руководителей всех уровней. Опросы анонимные, однако известно, в каком подразделении работает сотрудник», – говорит Функ.

Линейный менеджер должен быть ролевой моделью для подражания продавцов, считает руководитель отдела развития менеджмента розницы и кадрового резерва «М.видео» Ольга Шатнюк. «Подчиненные копируют начальника, ориентируются на него, и мы хотим, чтобы менеджеры секций и директора магазинов не только были администраторами, но и могли сесть за кассу, работать с клиентами. В «М.видео» 70% линейных менеджеров – менеджеров секций и директоров магазинов выросли из продавцов-консультантов. В рамках программы «Аспирант» – программы подготовки менеджеров секций, готовящихся стать директорами, – обучающиеся должны поработать на каждой линейной должности в магазине», – говорит Шатнюк.

Править не хотят

«Опытный системный администратор, непревзойденный эксперт в проектировании сетей и решении проблем с железом, уволился из компании, оказавшись перед необходимостью выполнять обязанности руководителя проекта, т. е. организовывать работу команды, раздавать поручения сотрудникам и мотивировать их на соблюдение сроков», – приводит пример бизнес-тренер, член Международной ассоциации коучей Анна Иванова. Самая очевидная причина этой проблемы, по ее мнению, в том, что в вузах, готовя отраслевых специалистов, не обучают практическому менеджменту и психологии. Вторая причина: руководители подразделений порой ставят задачи исполнителям напрямую и недостаточно делегируют полномочия руководителям нижнего уровня, тем самым освобождая их от управления и ответственности на их участках работы.

«Наша компания, прежде чем взять на работу менеджера, изучает, умеет ли кандидат делегировать полномочия, способен ли развивать этот навык, насколько он адекватен к критике, ценит ли командную работу, правильно ли понимает лидерство», – рассказывает директор по стратегическому развитию ГК «Обувь России» Нина Смирнова. «Основная задача линейного менеджера – в четкой координации работы подчиненных, – соглашается начальник отдела качественных исследований компании In Depth Александра Сотникова. – Нужно уметь разграничить обязанности и в то же время поддерживать общение, чтобы быть в курсе того, что происходит». По ее словам, в первую очередь линейный менеджер должен четко определить, за какой участок работы отвечает каждый из его подчиненных, должен наладить систему штрафов и поощрений.

Что написано пером

В должностной инструкции линейного менеджера большая часть рабочего времени отводится административной работе, а работе с подчиненными не уделяется времени вообще, только, может быть, в части разрешения проблем, говорит Иванова. В распоряжении «Ведомостей» оказался образец должностной инструкции одного из линейных менеджеров компании «Евросеть», перечень основных прав и обязанностей заместителя начальника кредитного отдела. Единственный пункт инструкции, в котором уделяется внимание управлению людьми, звучит так: давать устные и письменные распоряжения по организации производственного процесса экономистам кредитного отдела.

«Мы стараемся предоставлять сотрудникам полномочия шире предусмотренных должностной инструкцией, – говорит Александр Сивогривов, вице-президент по организационному развитию и работе с людьми компании «Евросеть». – Для того чтобы люди не были ограничены в действиях по достижению высоких результатов». «Важность или не важность такого документа, как должностная инструкция, на самом деле зависит от конкретной компании и отдела, – отмечает начальник управления кредитным портфелем Home Credit Bank Дмитрий Грицив. – У меня в подчинении четыре человека, и каждый при приеме на работу подписался под должностной инструкцией, но это не имело большого смысла – оговаривать конкретные обязанности и права все равно приходилось с каждым лично».

«Большинство работников компании, – уверен управляющий по подбору персонала компании «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» Сергей Бундалевский, – хотят видеть в начальнике руководителя, способного устанавливать ясные правила и действовать по ним, поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, принимать и успехи, и неудачи».

По материалам http://www.vedomosti.ru/

 

(Visited 7 times, 1 visits today)