Типология MBTI (Myers Briggs Type Indicator) была разработана в 20-х гг. ХХ века Изабель Майерс и Катериной Бриггс на основе теории Карла Г. Юнга. На основании глубокого анализа и всестороннего подхода к оценке личностных особенностей она выделяет 16 психологических типов личности. И если даже теорию нельзя назвать исчерпывающей, поскольку каждый человек уникален и не вписывается ни в какие рамки классификации, следует признать правоту ее общего направления и принять как руководство к действию в процессе самопознания и саморазвития, а также в организации работы коллектива.

 

Что такое типология MBTI?

Теория основана на выделении четырех категорий, которые определяют мировосприятие и поведение человека:

  1.     источник энергии;
  2.     способ мировосприятия;
  3.     способ принятия решений;
  4.     характер повседневного образа жизни.

В первой категории мы можем быть экстравертами или интровертами: Е (Еxtraversion) и I (Introversion).

Во второй — основываться на ощущениях либо на интуиции: S (Sensing) и N (iNtuition).

В процессе принятия решений руководствоваться разумом или чувствами: T (Thinking) и F (Feeling).

В повседневном образе жизни предпочитаем действовать на основании выстроенного плана, рационально, либо гибко, по обстоятельствам, иррационально: J (Judging) и P (Perception).

Согласно теории, встречается 16 вариантов комбинации данных предпочтений, и следовательно 16 типов личности в типологии MBTI.

Например, ENTJ (Extraverted iNtuitive Thinking Judging) — тип прирожденного лидера. Любящие общение, видящие множество возможностей, обладающие способностью воспринимать и хранить большой объем информации, быстро принимающие правильные решения.

Как проводить тестирование на определение типа по MBTI?

Компании, тестирующей своих сотрудников в системе MBTI, рекомендуется использовать два вида анализа:

  •     анкетирование;
  •     самоанализ.

Анкетирование позволяет увидеть человека таким, каким его привыкли видеть коллеги. На протяжении жизни мы адаптируемся к требованиям социума, приобретаем и культивируем в себе черты, необходимые для эффективного взаимодействия.

Самоанализ — выявить не столь явные склонности и предпочтения, которые обычно заметны только в окружении семьи и близких друзей. Эти качества раскрывают в большей мере наши естественные природные склонности, которые в наиболее полной мере проявляются в детстве.

В совокупности два метода дадут наиболее полную картину психологического типа личности.

Что дает управление персоналом с MBTI?

Опираясь на данную классификацию, можно:

  •     оценить особенности поведения сотрудника;
  •     выбрать стиль управления;
  •     создать оптимальное рабочее окружение и режим работы;
  •     определить сильные и слабые стороны, наметить перспективы развития;
  •     сформировать эффективные команды.

Идеальная команда — схожие или разные профили по MBTI?

И в том, и другом подходе к формированию команды есть свои плюсы и свои минусы.

Плюс команды со схожими типами MBTI в том, что сотрудники работают слаженно, решения принимаются быстро, однако при этом мнение тех, кто остается в меньшинстве не учитывается, имеется вероятность упустить креативное решение и развитие новых возможностей.

Плюс команды с разными профилями во внимательном изучении всех существующих мнений, но при этом может затягиваться принятие решения и выполнение задач.

Поэтому рекомендуется применять гибкий подход, учитывающий все особенности взаимодействия типов MBTI.

Как наладить взаимодействие экстравертов и интровертов?

Многие считают, что экстраверт — это общительный, активный, энергичный человек, который любит работу в коллективе, легко сходится с окружающими, является лидером и душой компании. Тогда как интроверт — угрюмая личность, старающаяся максимально оградить себя от общения с людьми, безынициативный и вялый человек, погруженный в свои размышления.

Однако это мнение является ошибочным. Отличие между интровертом и экстравертом состоит не в степени коммуникабельности, а в способе «подзарядки», в том, откуда мы черпаем энергию для взаимодействия с миром.

Экстраверт получает энергию из внешних источников — общения с людьми, чужого и самим приобретенного опыта. Тогда как мировосприятие интроверта основано на собственных чувствах, мыслях и переживаниях.

Вследствие этого экстраверт предпочитает общаться с людьми лично в устной форме, тогда как интроверт — заочно и письменно. Экстраверт лучше обучается на практике, в коллективе, в процессе обучения, тогда как интроверту нужно тщательно поразмыслить над полученной информацией.

Стремясь получить быструю реакцию окружающих, экстраверт сначала скажет, а уже потом подумает над этим. Новые идеи и решения он любит черпать в процессе разговора.

Тогда как интроверт будет долго думать, прежде чем высказать свое мнение окружающим. Принимать решение ему лучше в одиночестве, не испытывая на себе прямого влияния чужих мнений.

Как же учитывать эти особенности в организации работы с персоналом? Рассмотрим на примере делового собрания.

Как провести собрание?

1. Оповещение сотрудников.

Оповестить о предстоящем собрании нужно всех сотрудников заранее, чтобы они имели возможность подготовиться к нему. При этом экстравертов лучше в устной форме, интровертов — в письменной. Экстраверт успеет до начала собрания обсудить вопрос с коллегами, придет на собрание с вопросами по проекту и вариантами ответов на них, с готовностью отстоять свое мнение и тут же принять решение.

Интроверт заранее подготовится к собранию, обдумав вопрос повестки дня, сформировав свое мнение по этому поводу, которое он никогда не поспешит высказать первым, не выслушав и не обдумав информацию.

2. Проведение собрания.

Первым нужно дать высказаться экстраверту. Он достаточно полно очертит круг проблем, актуализирует насущные вопросы, предложит решения. Но при этом помните о тайм-менеджменте. Нельзя, чтобы собрание превратилось в монолог.

Затем спросите мнение интроверта. Его вопросы будут продуманными, лаконичными, мнение взвешенным. Он укажет на важные стороны проблемы, которые сразу не бросаются в глаза.

3. Окончание собрания.

Обязательно поблагодарите всех сотрудников за активно участие. Сформулируйте решение с учетом позиций всех сторон, чтобы ни одна из них не почувствовала бесполезность своего участия в разговоре.

Стабильность и развитие

Существует два способа восприятия информации — сенсорный, посредством пяти органов чувств, и интуитивный, основывающийся на природных инстинктах.

Эти два способа лежат в основе следующей категории в классификации MBTI: Ощущения (S)/Интуиция (N).

Человек, полагающийся на ощущения, основывается в своих суждениях на анализе прошлого опыта, изучении фактов, данных статистики, придает значение деталям, в своей деятельности ориентируется на решение актуальных в данный момент проблем.

Интуитивно воспринимающий человек обладает развитым воображением, ассоциативным мышлением, ориентируется на будущие возможности, не боится экспериментировать, доверяя порыву вдохновения.

В ведении бизнеса эти два способа восприятия не противоречат, но дополняют друг друга. Просто надо уметь наладить их взаимодействие. Тщательно собирать и анализировать цифры и детали, изучать прошлый опыт очень важно для стабильной работы компании. Но без перспективного планирования ее настоящее развитие невозможно.

Объективные и субъективные ценности в работе

Третья категория в типологии MBTI показывает, каким образом мы принимаем решения — на основе логики, анализа, то есть апеллируя к разуму (T), или руководствуясь субъективными ценностями, то есть чувствами (F).

Мыслительный тип личности принимает решения, дистанцируясь от ситуации, путем объективного анализа фактов, прослеживая причинно-следственные закономерности. В работе для такого сотрудника в приоритете достижение поставленной цели.

Чувствующий тип фокусируется на взаимодействиях между людьми, вовлеченными в ситуацию, старается понять их чувства и эмоции, сопереживает им, обеспокоен последствиями своих решений для коллег. В работе для него приоритетными являются отношения в коллективе.

И приверженность цели, и забота об отношениях в коллективе нуждаются в поощрении. Поэтому руководство компании обязательно должно время от времени выражать благодарность и тому, и другому типу. Однако в каждом случае по-своему.

Благодарность за выполненную работу мыслительному типу (T) должна включать детальный анализ (благодаря чему был достигнут такой хороший результат?), указывать на конкретные достижения сотрудника в проекте, подкрепляться денежной премией и приглашением к участию в более сложных проектах.

Чувствующий тип (F), напротив, зачастую больше оценит моральное поощрение, чем материальное. Ему будет приятно слышать, что благодаря его чуткости, желанию помочь, умению создать сплоченную и теплую атмосферу в коллективе, были достигнуты успехи в проведении проекта.

Планирование — естественная потребность или ограничение свободы?

Один человек предпочитает тщательное планирование, составление распорядка дня, таким образом организовывая и структурируя свое жизненное пространство. Другой — действовать спонтанно и бессистемно, быть открытым в любой момент к появлению новых возможностей.

Эти особенности принятия решений и легли в основу четвертой категории в типологии MBTI Суждение (J)/Восприятие (P).

Для рационального типа (J) характерно строить долгосрочные и краткосрочные планы, не откладывать решение проблем и не накапливать задачи. Воспринимающий тип (P) предпочитает действовать спонтанно, испытывает прилив сил и повышение работоспособности в цейтноте, его не тяготят открытые ситуации, по которым он не готов принять решение в данный момент, легко привыкает к переменам.

Рациональный тип (J) с энтузиазмом встречает задания, требующие следование четкому алгоритму действий и планированию. Тогда как воспринимающий тип (P) всячески противится им, пытаясь усмотреть в плане лазейку для спонтанных действий.

Единственным правильным выходом из такой ситуации для руководителя является такое распределение обязанностей, при котором каждый тип может вести себя естественным образом.

Обучение MBTI для личного развития

Типология MBTI построена путем долгого и внимательного изучения психологии людей и проникнута верой в то, что каждый человек может добиться в жизни успеха, не ломая себя, но следуя развитию своих природных склонностей, максимально задействуя свой потенциал. Она дает возможность путем самоанализа понять себя и стать лучше, а также понять других людей и найти эффективные возможности взаимодействия с ними.

Источник статьи: http://www.mental-skills.ru/synopses/61119.html.

(Visited 537 times, 1 visits today)