Кругом полно «готовых» квалифицированных сотрудников. Но работодатели не отказываются от стажировок. Зачем компании продолжают возиться с неопытной молодежью?

Грядущее лето обещает быть жарким для студентов и молодых специалистов: желающих поработать гораздо больше, чем мест. Если в прошлые годы к апрелю работодатели четко знали, сколько им понадобиться студентов и в какие отделы, то в этом году они замерли в нерешительности. Даже такие монстры работы с молодежью, как аудиторы «Большой четверки», до конца не определились по времени и требуемым объемом рабочей силы. Только PricewaterhouseСoopers и Ernst&Young планируют привлекать студентов, Deloitte и KMPG пока отмалчиваются. «Тенденция этой весны – неопределенность, — утверждает руководитель практики «Финансы и консалтинг» компании Graduate Ирина Шахмаметова. — Некоторые компании приостановили набор до осени 2009 года или весны-2010. Кто-то переориентируются на другую аудиторию. Основное сокращение спроса наблюдается со стороны банков и финансовых компаний: 85% предприятий этой сферы либо полностью отказались от стажировок, либо открывают единичные позиции».

Возврат к классике.

Одна из причин нежелания связываться со студентами — неготовность последних качественно выполнять обязанности без предварительной учебы. Порой опытному сотруднику проще сделать самому, чем объяснить суть вопроса зеленому выпускнику. В последние годы компании и банки привыкли успешно решать эту проблему, учреждая у себя различные школы и академии. Теперь наиболее помпезные из них первыми пошли под нож.

«Ренессанс Капитал», два последних года тративший на свою учебную программу семизначные суммы в долларовом эквиваленте (во время учебы студенты даже ездили на Кипр) в этом году вернется к формату классической летней практики.

В прошлые году студенты могли рассчитывать на неплохое вознаграждение, в этом им предложат трудиться бесплатно. Правда, и на такую стажировку уже согласны сотни желающих.

Бинбанк заморозил «Школу молодого сотрудника», которая открылась в 2008 и успела сделать всего один набор — 18 человек. «Будем наблюдать за поведением рынка. Программа нужна была нам для подготовки востребованных профессий фронт-офиса, прежде всего, операционистов, – объясняет директор департамента персонала и корпоративного развития Бинбанка Анатолий Ефремов. – В изменившихся условиях массовой потребности в обучении выпускников нет. Старые сотрудники не увольняются, текучка, которая на этих позициях достигала 25%, снизилась до 2-3%. А новые не нужны, поскольку пока мы не открываем дополнительных офисов. Правда, лето — пора отпусков. Опустевшим отделам понадобятся рабочие руки. По запросам руководителей подразделений принято уже семь человек, планируем взять еще четверых».

«Тройка Диалог» нашла в себе силы не прерывать существующую с 2001 года традицию организованных стажировок. Правда, аппетиты уменьшились: планируется взять под крыло от 30 до 50 человек, против 108 прошлогодних.

В минувшем году программа проводилась почти во всех регионах, где есть офисы компании. В этом году будет действовать только в Москве. Зато инвестбанкиры не откажутся от проведения летних классов, предшествующих стажировке. «За несколько лет нам удалось создать технологичную и эффективную инфраструктуру, позволяющую осуществлять многие проекты собственными силами, не прибегая к услугам внешних специалистов, — рассказывает менеджер по подбору персонала «Тройки» Андрей Рехтман. – У нас создана команда менеджеров по обучению и развитию персонала, ответственная за отбор кандидатов и организацию летнего класса. Действует тренинг-центр, учебные и компьютерные классы. Все это позволяет осуществлять подобные проекты с минимальными затратами».

Кроме финансистов.

Компании сферы IT, телекоммуникаций и FMCG в этом году немного более расположены к привлечению студентов, чем финансисты.

«Билайн» заявил, что не свернет программу по работе со студентами «Третье поколение». В ходе нее компания ежегодно принимает на стажировку талантливых старшекурсников и выпускников с хорошим знанием английского языка. «Конкурс большой, особенно в Москве: в прошлом году из 750 претендентов в компанию были приняты 30. В этом году в столице мы планируем принять около 20-25 человек, — рассказывает менеджер по работе с молодыми специалистами «Вымпелкома» Наталья Лосева. – До 83% студентов, прошедших все этапы стажировки, продолжают работать в компании. Летом студенты заняты полный рабочий день, после чего мы предлагаем успешным стажерам перейти на гибкий график работы для совмещения с учебой. В таком режиме они работают около года, после чего вступает в силу программа развития молодых специалистов».

На планах IBS по работе с молодыми специалистами кризис не отразился. Здесь не принято временное сотрудничаю со студентами: по мнению компании, краткие стажировки себя не оправдывают. «Мы активно работаем с молодыми специалистами в рамках стратегической для компании целевой программы «Магистратура IBS», — объясняет директор Академии IBS Альберт Силантьев. — Сегодня эта модель подготовки кадров реализуется на базе двух вузов — МФТИ и МИСиС. Первый год учебы – фундаментальная подготовка, второй — практика в проектах IBS». Конкурс на программу в 2008 году он составил 4,2 человека на место. Компания увеличивает набор: с 42 человек в 2007 году до 87 в 2008-м. В 2009 году планируется взять 100 человек.

Потребность в зелени.

Зачем брать неопытных студентов, тратить на них деньги и время, когда на рынке вдоволь готовых безработных специалистов?

Работодатели, опрошенные «Ф.» отмечают, что искать сотрудников стало проще. Но также отдают себе отчет, что благословенный период может быстро закончиться, и уповать на кадровое везение неразумно. Предприятия реального сектора, страдающие от моды на юридическо-экономические профессии и недостатка инженеров, не намерены терять бдительность.

«Как только авиакомпании увеличат количество полетов, или хотя бы вернутся к трафику лета 2008 года, мы вновь окажемся в ситуации кадрового голода, — комментирует заместитель директора по персоналу авиакомпании «Волга-Днепр» Наталья Плотникова. — Поэтому не сворачиваем проекты целевой подготовки технических специалистов в Самарском государственном аэрокосмическом университете. Чтобы решить проблему с авиационными инженерами, даже помогаем привлекать в вуз выпускников школ. Это очень выгодное сотрудничество для всех: для компании, молодежи, университета. Мы готовы к тому, чтобы выйти из кризиса с лучшими кадровыми ресурсами, сохранив квалифицированный персонал». В 2008 году «Волга-Днепр» проводила практику для 90 молодых специалистов, после которой остались работать 17 человек. В этом году возможность попробовать свои силы будет предоставлена 70 студентам.

Финансовый кризис не влияет на желание работодателей привлекать лучших студентов и выпускников, но отражается на возможности это делать.

Количество стажировок сократилось, а число студентов, желающих их пройти, осталось прежним. Однако выпускнику все же легче найти работу, чем студенту. Компании часто отказываются от стажировок, но сохраняют программы для молодых специалистов, чтобы через несколько лет на подъеме рынка не остаться без менеджеров среднего уровня.

Одни эксперты считают, что молодые специалисты являются самой уязвимой группой. Другие, напротив, уверены, что студенты и выпускники, как более дешевая рабочая сила будут вытеснять опытных работников. «В реальности обе тенденции имеют место быть, — утверждает Ирина Шахмаметова. — Работодатели отказываются от привлечения молодых специалистов в штат, но при этом часть позиций из постоянных переводят в стажерские. На них и берут студентов и выпускников на временную малооплачиваемую работу».

При прочих равных, одно из конкурентных преимуществ — готовность работать бесплатно. Пока, по данным исследования Graduate, молодые специалисты как и в докризисные времена хотят получать не менее 35 тыс. рублей в месяц. И прежде компании были согласны платить им лишь около 15 тыс. рублей. В этом году уровень вознаграждения снизился до 10-12 тыс. Впрочем, крупные западные компании не изменили уровень компенсации в рублях, но уменьшили наем.

Журнал «Финанс» апрель 2009

(Visited 94 times, 1 visits today)