Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как оценивают россияне масштабы безработицы и угрозу для себя подвергнуться увольнению, а также о том, на что они готовы идти, чтобы найти новую работу.

Сегодня почти у двух третей россиян есть знакомые безработные. За месяц доля россиян, чьи знакомые потеряли работу, несколько сократилась (с 64% в апреле до 61% в мае), причем у 23% в окружении много таких людей, у 38% — 2-3 человека. Чаще всего безработные знакомые есть у бюджетников, госслужащих (по 69%) и жителей мегаполисов (72%). Не имеют в своем окружении людей, оставшихся без работы, более трети россиян 34% (в апреле было 32%). Как правило, это военнослужащие (45%) и жители средних городов (42%).

Хотя безработица остается одной из главных тем обсуждения «на кухне», интерес людей к ней постепенно снижается. Доля тех, кто активно обсуждает проблемы трудоустройства, снизилась с 66% в марте до 60% в мае. Тех, кто не участвует в подобных разговорах, напротив, стало больше с 19% до 24%. Наибольший интерес к теме безработицы демонстрируют государственные служащие (67%) и жители мегаполисов (64%). Менее всего эта проблема интересует военных (17%) и жителей средних городов (32%).

Оценивая вероятность дальнейших кадровых сокращений на своих предприятиях\учреждениях, 30% работающих россиян считают их вполне возможными, а еще 12% — неизбежными. В то же время 30% оценивают такое развития событий как маловероятное, а 19% — как невозможное в принципе. Оптимизм в отношении дальнейших сокращений наиболее характерен для бизнесменов (78%), пессимизм — для квалифицированных рабочих (51%).

В прогнозах увольнений просматривается отчетливая позитивная динамика: отрицательные оценки (увольнения неизбежны или весьма вероятны) в феврале давали 70% опрошенных, в марте — 50%, в апреле — 40%, в мае — 42%. Одновременно растут позитивные оценки (увольнения маловероятны или невозможны): с 25% в феврале до 42% в марте, 43% в апреле и 49% в мае.

Анализируя возможность потери собственной работы уже в ближайшие несколько месяцев, 3% считают её почти неизбежной, еще 21% — весьма вероятной. Маловероятной считают потерю работы 33%, невозможной — 30%. Таким образом, налицо соотношение 24:63 в пользу оптимистов. В феврале такое соотношение выглядело как 37:54 (т.е. склонялось в пользу пессимистов), в марте — 60:31 (резко поменялось к лучшему), в апреле — 58:25.

Относительное большинство россиян (38%) убеждены, что равноценное трудоустройство в случае потери работы возможно только с большим трудом (за месяц доля таких респондентов возросла на 8%). Подобные опасения наиболее склонны высказывать бюджетники (49%). Несколько меньше стало тех, кто считает равноценное трудоустройство в условиях кризиса практически невозможным (с 25 до 16%). Высшую степень пессимизма проявляют в первую очередь государственные служащие (24%). Четверть опрошенных полагают, что новую работу можно найти, приложив небольшие усилия (24%, месяц назад — 19%). Таким процесс трудоустройства представляется, как правило, военнослужащим (34%). Легко найти равноценную работу можно, по мнению 10% опрошенных. Прежде всего, это бизнесмены 28%.

Как и прежде, наиболее приемлемый для россиян вариант в случае потери работы — трудоустройство без официального оформления (по сравнению с январем, доля таких респондентов несколько увеличилась — с 27% до 29%). 23% респондентов согласны на переобучение по новой специальности, еще 23% — на работу с более низкой квалификацией (в январе — только 16%). Более низкой заработной платой удовлетворятся 21% (в январе — 18%), непостоянными заработками — 20%. Напротив, все реже наши сограждане демонстрируют готовность к трудоустройству в другом населенном пункте в пределах своего района, области (17% против 21% в январе). Возможность заняться предпринимательством для себя допускают 13%. Как и прежде, с наименьшей охотой наши сограждане согласились бы на трудоустройство в любом населенном пункте страны (8%, с января доля таких респондентов снизилась с 12%) и на переезд на работу в другую страну (5%). Наконец, 12% ни один из перечисленных вариантов не рассматривают.

Источник: ВЦИОМ

И вот еще одна деталь, курсив мой (Анна Несмеева)

Покорность работников и нежелание работодателей считаться с интересами сотрудников всегда были отличительными чертами российского рынка труда.

По данным COMCON, из всех уволенных 65% ушли с работы, подписав заявление по собственному желанию, поддавшись на уговоры начальства, при этом 68% из них пока не смогли трудоустроиться.

Лишь половина (47%) опрошенных в момент увольнения получили полный расчет, как это прописано в законе. Только четверти (24%) выплатили пособие в размере среднемесячного заработка за два месяца. Предупредили о грядущих сокращениях меньше четверти всех опрошенных — 23%.

Собственно бороться за рабочее место, когда начальство в вас не заинтересованно бессмысленно. Адвокат Игорь Симонов, который часто защищает права незаконно уволенных в суде, однозначно говорит: работать в компании после суда невозможно. Большинство сотрудников добиваются восстановления на рабочем месте ради зарплаты, которая будет выплачена за все время суда, или ради изменения формулировки в трудовой книжке, или ради получения денежной компенсации, или ради возмещения морального вреда, но не для того, чтобы снова работать на прежнем месте.

По данным газеты «Труд» в России, в среднем, на 100 работников создается только 1 новое рабочее место.

«Труд» попытался составить рейтинг регионов, в которых создается больше всего рабочих мест. В среднем же по России получилось, что создается только одно рабочее место на 100 работников. Лидерами, вполне прогнозируемо стали Москва с областью, и Санкт-Петербург. В первой десятке рейтинга оказались субъекты из разных концов страны: Краснодарский край, Приморский край и Тюменская область. В каждом из них — не менее 29 тысяч свободных рабочих мест. Для расчетов корреспонденты “Труда” пользовались данными Росстата. Работодатели регионов подают заявки в местные службы занятости, которые передают эти данные ведомству. Обычно они публикуются с двухмесячной задержкой, поэтому потребность в сотрудниках актуальна на конец марта. Также надо учитывать, что эти данные в основном о рабочих и неквалифицированных вакансиях, т.к. работодатели в основном прибегают к услугам биржи труда при поиске рабочих.

(Visited 23 times, 1 visits today)