Профессия «пиарщик» в России появилась недавно. Пионерами ее в конце 80-ых прошлого века стали филиалы PR-фирм с запада в 1988–89 гг. В начале девяностых в нашей стране были созданы первые PR-агентства. Тогда профессионалы этой сферы обслуживали преимущественно политиков: впервые были сформированы официальные пресс-службы в Администрации Президента РФ, аппарате Правительства и Федеральном Собрании.
PR-индустрия такой, какой мы видим ее сейчас, в нашей стране начала создаваться в конце 90-ых. Сегодня сила и размах этого бизнеса ничуть не уступает политике. За двадцатилетнюю историю PR-деятельности в России не смог еще стать до конца понятной профессией. Причем суть работы пиарщика не понимают не только многие обыватели, но и порой даже заказчики PR-услуг.
За словом «пиар» обязательно кроется что-то отрицательное – таково, пожалуй, одно из основных заблуждений в этой области. По оценкам экспертов, многие россияне ассоциируют PR с нелегальной, почти преступной деятельностью. Это подтверждают результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения: PR-менеджер в сознании большинства наших соотечественников – едва ли не самая аморальная профессия современности. 34% респондентов проводят тесную параллель «PR – «черный PR». Еще 33 % считают PR неотделимым от лжи, а для четверти опрошенных это просто синоним пропаганды и рекламы. И только 18% участников опроса назвали информирование основной задачей PR.
Впрочем, не только в России, но и во всем мире существуют серьезные расхождения в понимании того, что же такое PR. Например, в разных источниках приводится с два десятка формулировок этого понятия. Причем определения эти настолько непохожи друг на друга, что сразу становится понятной степень непрозрачности этой профессии.
Итак, приведем несколько популярных среди неискушенных в этом вопросе обывателей мифов о PR.
Миф 1. У пиарщиков необоснованно высокая зарплата при ничтожно малых обязанностях и ответственности. В противовес этому заблуждению следует пояснить, что маркетинговый бюджет отнюдь не делится между парой-тройкой людей из PR-отдела. Львиная доля этих денег уходит еще и на изготовление безделушек с корпоративной символикой, организацию media events и т.д. поверьте, эти статьи затрат весьма ощутимы для бюджетов.
Миф 2. Труд пиарщика – это бесконечные светские сборища, презенты от деловых партнеров и прочие беззаботные и приятные занятия. Так обычно рассуждают те, кто никогда не вникали в обязанности специалистов по связям с общественностью. За хождением по залу с бокалом в руках скрыты бесконечные телефонные переговоры, опаздывающие вип-персоны и спикеры, заблудившийся по дороге в конференц-зал звукооператор, несколько неадекватных посетителей, которым позарез нужно рассказать о своей последней поездке за границу, десятки капризных корреспондентов и еще масса крупных и мелких вопросов, которые нужно решать оперативно. И если со стороны никто даже не подозревает о наличии всех этих вопросов, – значит, пиарщик не зря трудится.
Миф 3. Специалист по связям с общественностью должен создать положительный образ, хотя на самом деле «все совсем не так». Чтобы сделать это, пиарщик готов пользоваться любыми средствами. Но шила в мешке не утаишь: испорченную репутацию фирмы не исправят рассказы о благих деяниях, которых не было. Здесь не помогут даже супер-профи от PR.
Миф 4. Для PR не нужны деньги. Это «бесплатная» альтернатива рекламе. Доля правды в этом утверждении есть: заказчику PR не придется платить СМИ за размещение публикаций и рекламные площади. Расходы на самом деле будут в разы меньше. К тому же сегодня, когда потребитель становится все грамотнее и избалованнее, эффективность рекламы, по мнению экспертов, уже не столь высока, как несколько лет назад. Грамотный PR публика все же воспринимает с меньшей негативностью. Однако еще раз напомним, что финансирование необходимо для проведения мероприятий, изготовления фирменных сувениров, буклетов и т.д. Услуги профессиональных специалистов по связям с общественностью тоже должны быть достойно оплачены.
Миф 5. Пиарщик может в один миг избавить фирму заказчика от любых проблем и за пару месяцев повысит доходы от продаж. Порой наниматели ожидают от пиарщиков таких «чудес». И если он обманывается в своих ожиданиях, то необходимость труда PR-специалиста в глазах начальства резко падает. Но пиар-менеджер не должен заниматься напрямую продажами – для этого в компаниях работают другие профи. Задача PR – повысить узнаваемость продаваемого ими бренда, сформировать положительную репутацию компании, персоны, продукта и т.д.
Миф 6. Эффективность PR полностью определяют применяемые технологии. Стоит найти подходящую тактику, и успех будет гарантирован. Еще одно жестокое заблуждение. Чтобы достичь реального результата, клиент должен четко понимать, чего он ждет от работы специалистов по связям с общественностью. Иначе PR может обернуться чередой экспериментов, которые к бизнесу не имеют никакого отношения. Следовательно, и эффективность от такой работы равна нулю.
Из-за подобных заблуждений о работе пиарщиков превратные суждения о профессии складываются почти у всех. Заказчики воспринимают PR как средство от любых проблем, журналисты критикуют пиарщиков за навязчивость, а сторонние наблюдатели завидуют их «легким» деньгам.
Причин возникновения таких легенд о PR-работниках эксперты называют две. Во-первых, люди постарше воспринимают Public Relations как преемника советской пропаганды. Во-вторых, работа в Москве PR-специалистов по связям с общественностью создает вокруг себя такие легенды. Ведь профессия пиарщика подразумевает, что он все, включая свой труд, преподносит в лучшем свете. Отсюда его занятие и воспринимается обывателем как веселое времяпрепровождение.
И мало кто догадывается о том, что изо дня в день PR-специалист активно общается с прессой, пишет и рассылает пресс-релизы, готовит публикации и бесконечно ищет новые возможности для своего заказчика.
Мифы о работе пиарщика среди самих пиарщиков
Как у любой ситуации, есть здесь и обратная сторона медали: сами PR-работники порой тоже страдают от заблуждений относительно собственной профессии. Приведем три наиболее распространенных из них.
Миф 1. Работодатели ничего не смыслят в работе специалистов по связям с общественностью. Если пиарщик искренне придерживается этого мнения, о добросовестности его труда можно забыть. У специалиста на этой почве нередко возникает «звездная болезнь»: он мнит себя супер-профи и любую свою идею подает клиенту как единственно верную и уникальную. Если же они не срабатывают, ответственность за это пиарщик перекладывает на клиента, который совершенно не разбирается в PR.
Миф 2. Пиарщик легко может обвести работодателя вокруг пальца. Да так, что тот никогда не догадается. Это заблуждение еще более чревато неприятными последствиями, чем первое. Совсем уж бессовестный специалист (а такие всегда находятся в любой профессии) может запросить большего, чем нужно, бюджета. Можно предоставлять ложные отчеты, не справляясь с поставленными задачами. Тогда в результате пострадают обе стороны: клиент несет убытки, а пиарщик безвозвратно теряет профессиональную репутацию.
Миф 3. Только специалисты без образования нуждаются в мастер-классах и семинарах. Так обычно считают молодые пиарщики с недавно законченным профильным образованием. Ведь после окончания вуза большинство выпускников считают себя асами изученной профессии. Семинары, по их мнению, – удел пришедших в PR из других сфер, чтобы восполнить недостающие знания. Естественно, это наивное суждение. Профессия пиарщика постоянно развивается, появляются новые подходы, решения. Когда их авторы могут поделиться своими идеями друг с другом, это повышает эффективность работы каждого специалиста в отдельности. Таких «живых» знаний не даст ни одно, даже самое лучшее высшее учебное заведение.
По материалам www.1piarium.ru