Абсолютно исчерпывающая инструкция «Медузы»
В России бум подкастов. Кажется, сейчас подкасты выпускают все — от школьников до Чубайса. Мы в «Медузе», например, в 2019 году запустили десять новых подкастов. Со стороны все просто: взял айфон, сел на кухне с другом, обсудил с ним новые сериалы, выложил файл в Apple Podcasts и проснулся знаменитым подкастером. А что на самом деле? Для тех, кто задумал записать подкаст, но пока не понимает, как к этому подступиться, мы подготовили абсолютно исчерпывающую инструкцию: с чего начать, какую технику выбрать, как монтировать, на какие платформы загружать.
Хотите записать подкаст, который захотят услышать все ваши сотрудники? Приходите учиться на курс «Контент-менеджмент» от Школы ВК!
О чем и для кого мой подкаст? Какой жанр самый модный: нарратив, ток-шоу, интервью?
Вопрос, который мы задаем себе каждый раз, когда придумываем новые подкасты на «Медузе»: что мы хотим рассказать и кому мы хотим это рассказать? Подумайте, почему вам нужен именно подкаст, а не видео для ютьюба или тиктока. Вы уверены, что ваша история подходит для аудио? Нет, мы вас не отговариваем, но, ответив на вопрос «зачем я это делаю?», вы лучше сформулируете идею.
Постарайтесь максимально точно обозначить предмет, о котором вы собираетесь говорить. То есть вы задумали не просто «подкаст о музыке», а «подкаст о лютневой музыке XVI века, в котором композиторы той эпохи рассказывают о своем творчестве от первого лица».
Изучите конкурентов, послушайте подкасты из топа Apple Podcasts или CastBox: так вы поймете, какие подкасты на схожую тему уже есть и чем вы можете от них отличаться (ну и заодно подсмотрите профессиональные приемы).
Подумайте, какой формат лучше всего отражает вашу задумку: монолог, разговор нескольких ведущих и гостей, интервью, нарратив (как документальный фильм, только в формате аудио: с авторским текстом, звуковыми вставками и голосами героев). От этого будет зависеть, в том числе, какую технику придется использовать, сколько времени будет занимать подготовка, запись и монтаж эпизода.
Также удобно заранее наметить периодичность ваших эпизодов. Как часто вы собираетесь записывать и публиковать их? Хватит ли у вас времени и сил, чтобы делать это регулярно — в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режиме?
Я знаю, каким будет мой подкаст. Что дальше: название?
Наверняка, у вас уже есть несколько вариантов названия. Какое выбрать? Прежде всего погуглите и проверьте, нет ли подкаста с таким же названием. Название должно быть достаточно оригинальным, чтобы ваш проект можно было легко найти по поиску, и при этом не слишком вычурным, чтобы слушатели могли его запомнить.
Придумать название иногда бывает мучительно трудно. Мы в редакции неделю спорили, как назвать подкаст Марианны Орлинковой о еде. Пробовали десятки вариантов и уже были готовы согласиться на «Полный фарш», когда звукорежиссер и редактор подкастов Витя Давыдов подбросил в чат название «Сложные щи» — мы поняли, что это заявка на победу!
А сценарий нужен?
Подготовка и структура — это наше все. Прислушайтесь к вашим любимым подкастам: вы поймете, что сценарий есть даже в разговорных ток-шоу, где, кажется, ведущие просто болтают на разные темы.
Не обязательно прописывать каждую реплику и вопросы, но общий план эпизода должен быть. Зачем все это нужно? Во-первых, вы потратите меньше времени на запись (да и монтировать подготовленную беседу гораздо проще и быстрее), а во-вторых, быстро захватите внимание аудитории. Вспомните, как вы сами слушаете подкасты: вряд ли вам захочется тратить свое время на то, чтобы пять-десять минут слушать отвлеченную беседу ведущих и ждать, когда же они наконец расскажут, о чем их подкаст.
Вот, например, как строятся все эпизоды «Сперва роди»: ведущие представляются, каждый раз коротко рассказывают о себе и в целом о подкасте для тех, кто мог включить его впервые, затем отвечают на вопросы слушателей, потом переходят к обсуждению основной темы, а в конце напоминают, где можно слушать подкаст. Кроме того, выпуск всегда открывают яркие цитаты, а в самом конце можно услышать забавные моменты записи, неудачные дубли — так называемые блуперы.
Как выбрать технику для записи? Обязательно покупать дорогой микрофон?
Хороший звук — это вопрос уважения к слушателю. Говорить «ой, у нас тут все свистит и грохочет, но такой интересный гость, обязательно послушайте» — все равно что говорить «ой, у нас в книге очень много опечаток и кое-где краска слишком бледная, но роман такой интересный, обязательно почитайте».
При определенных условиях даже на айфон можно записать хороший звук, но для профессионального подкаста лучше задуматься о дополнительной технике. Ее можно купить или, если сомневаетесь, арендовать.
Если вы все-таки пишете на айфон, обратите внимание, во-первых, на акустику помещения (подробнее об этом в следующем пункте), и во-вторых, на то, как близко вы находитесь к телефону: и вас, и вашего собеседника должно быть хорошо слышно. Попробуйте сделать тест, записать пару минут, послушать и определить, на каком расстоянии от телефона получается наиболее качественный звук.
Если вы уверены, что любовь к подкастам — это всерьез и надолго, то придется разобраться в профессиональном оборудовании: микрофонах, внешних звуковых картах, микшерных пультах, портастудиях (боже, что это?) и наушниках.
Что выбрать и как это все соединить?
Есть несколько основных конфигураций.
- USB-микрофон + компьютер (здесь очень подробный разбор, как выбрать недорогой и качественный usb-микрофон: даже если вы не читаете по-английски, статья может сориентировать вас по брендам и моделям). В России такие микрофоны стоят от 1000 рублей. Файл записывается сразу в компьютер.
- Микрофон-петличка + смартфон/компьютер. Цены на петлички, которые дают приличное качество звучания, начинаются от 1000 рублей. Файл сразу записывается в ваше устройство.
- Портастудия со встроенными микрофонами (или дополнительно можно подключить внешние микрофоны). Звук записывается, как правило, на sd-карту. По сути это профессиональный цифровой диктофон, который можно использовать как в студии, так и на улице. Стоимость портастудий — от 10 тысяч рублей.
- Микрофон + микшерный пульт / внешняя звуковая карта + компьютер. В отличие от первого варианта с usb-микрофоном, такая конфигурация позволяет подключить одновременно несколько профессиональных микрофонов (как на радио) и другие устройства (например, музыкальные инструменты). Также пульт или внешняя звуковая карта дают микрофону нужное усиление (чтобы голоса записались достаточно громко и объемно). Микрофоны стоят от 5 тысяч рублей, микшеры и внешние звуковые карты — от 3,5 тысячи рублей.
Как выбрать микрофон?
Короткий совет такой: динамические микрофоны для неподготовленных помещений практичнее, чем конденсаторные. Динамические менее чувствительные, поэтому в запись попадает меньше фонового шума, а конденсаторные микрофоны более чувствительные, поэтому для помещения без звукоизоляции их лучше не брать.
Какое оборудование вам еще понадобится?
- Микрофонные стойки. Держать микрофон в руках всю запись сложно, к тому же это создаст шорох и шуршание, которые потом невозможно будет убрать при монтаже. Поэтому занесите подставку для микрофона в ваш чек-лист.
- Ветрозащита. Поролоновая накладка на микрофон или диктофон позволит избежать заплевывания (так говорят, когда звуки «п», «т» или «б» как бы бьют по мембране микрофона, что при воспроизведении звучит как выстрел), а при записи на улице немного уменьшит шум ветра.
- Провода. Для подключения микрофонов к портастудии или микшеру лучше всего использовать кабели с разъемами XLR, они, как правило, без искажений передают сигнал.
На какие марки ориентироваться при выборе техники?
- Среди популярных производителей микрофонов выделяются AKG, Audio-Technica, Behringer, Boya, Trust, Rode, Blue, Sennheiser, Shure, «Октава» и «Союз».
- Портастудии производят компании Tascam и Zoom. Внешние звуковые карты — Behringer, Zoom, Tascam, Roland, Steinberg, Native Instruments.
- Микшерные пульты, которые чаще всего встречаются на российском рынке: Behringer, Allen & Heath, Yamaha, Mackie, Soundcraft.
А где записывать подкаст? Можно писать на кухне или надо идти в студию?
Можно пойти в студию. Там вы платите за время, а за все остальное отвечает студия: звукооператор записывает ваш разговор и отдает вам файл.
Но многие ведущие подкастов работают из дома, потому что на самом деле записываться можно где угодно, даже на кухне. Главное, чтобы помещение было подготовлено.
Что это значит? Ваш голос отражается от поверхностей помещения, поэтому главная задача — свести эти отражения к минимуму, чтобы у слушателей не было ощущения, что вы сидите в трубе. Книжные шкафы, тяжелые шторы, ковры, мягкая мебель — все это значительно снижает гулкость комнаты. В экстренных ситуациях спасает одеяло, этому лайфхаку я научился, когда делал репортажи с Олимпийских игр. Нужно было срочно записать и отправить материал из номера отеля, а комнаты в гостиницах почти всегда дают эхо. Накрываешься одеялом — и сразу студийные условия.
В «Медузе» для записи подкастов мы оборудовали одну из комнат офиса: на полу ковролин, на окнах — глухие шторы, а еще у нас есть четырехметровая складная звукопоглощающая ширма. В этом помещении мы записываем большинство наших подкастов. Но не все. Так, подкаст о русском языке «Розенталь и Гильденстерн» (приготовьтесь, сейчас будет откровение) мы с Владимиром Пахомовым чаще всего записываем на кухне: закрываем дверь, опускаем шторы и вешаем на стену одеяло.
Если вы записываете интервью на улице, пользуйтесь ветрозащитой. При сильном ветре прикройте диктофон полой плаща или пальто.
И обязательно во время записи надевайте наушники, чтобы слушать, какой звук в итоге получается. В наушниках вы сразу поймете, отклоняетесь ли вы от микрофона, попадает ли на запись посторонний шум, нормальный ли уровень звука. Только в наушниках вы по-настоящему контролируете процесс.
Если мой гость в другом городе? Достаточно записать разговор по скайпу?
Студийная запись всегда выигрышнее записи по телефону, скайпу или фейсбуку. Поэтому, если ваш собеседник никак не может к вам приехать, попросите его параллельно записывать себя на смартфон или диктофон. Затем он отправит вам свою дорожку, и вы эту запись соедините со своими репликами на монтаже.
А разговор по скайпу тоже запишите на всякий случай: так у вас всегда будет резервная копия и ценные высказывания гостя не потеряются.
Ура, я все записал, теперь нужен монтаж. Это как?
Без монтажа не существует ни один подкаст. Даже если вы записали, как вам кажется, гладкую беседу без запинок, вам как минимум надо приклеить заставку.
Для монтажа нужно установить на компьютер программу — звуковой редактор. Их десятки, среди самых популярных — SoundForge, Audacity (эта программа, кстати, бесплатная), Adobe Audition, SonyVegas, GarageBand. Принцип работы у всех один: на экране вы видите диаграмму звуковой волны. Чтобы удалить какой-то фрагмент, надо выделить мышкой этот отрезок времени на диаграмме — и нажать Delete.
Удаляйте оговорки, долгие паузы, громкие вздохи, а также все высказывания, которые, как вам кажется, не относятся к теме подкаста. Переставляйте куски местами и выстраивайте драматургию подкаста.
Монтаж — это еще и добавление музыки и эффектов, саунд-дизайн. На освоение всех приемов уйдет время, поэтому на первых порах попросите знакомых звукорежиссеров помочь, почитайте рекомендации и статьи на специализированных сайтах (вот здесь доступно и подробно объясняют, как обрабатывать звук и убирать шумы).
Хочу добавить в подкаст песню Дэвида Боуи. Так можно? Где вообще взять музыку для оформления?
С использованием известных песен в подкастах есть много нюансов, но наиболее общий ответ такой: вы можете включить короткий фрагмент песни Дэвида Боуи в качестве цитаты, если речь в вашем подкасте идет именно об этой песне (например, у вас эпизод об истории этой песни), но вы не можете взять трек в качестве заставки, отбивки или поставить его фоном к вашему разговору.
Откуда же авторы подкастов берут музыку? Музыку для вашего шоу можно заказать у композитора, а можно взять на сайтах, где выложены базы треков для подкастов и видео. На таких аудиостоках музыку можно купить или нередко даже взять бесплатно на условиях, которые установлены автором. Например, есть несколько видов лицензии Creative Commons: один из типов требует указывать лишь имя автора — дальше вы можете изменять, перерабатывать музыку и использовать ее в коммерческих целях (например, для рекламы в вашем подкасте), а другой тип позволяет использовать трек только целиком и только в некоммерческих целях и так далее. Также в этих базах можно найти шумы (скрип колеса, плеск воды, стук в дверь и прочие звуки для оформления).
- Музыкальные базы: Incompetech, Audioblocks, Music For Makers, Free Music Archive, Freesound, Creative Commons Music.
У всех подкастов есть трейлеры. Это зачем?
Короткий аудиоролик — это реклама вашего подкаста. Трейлер для подкаста, в общем-то, то же самое, что трейлер для фильма: он показывает, о чем ваш подкаст и почему его надо слушать. Это могут быть яркие, интригующие или просто смешные фразы из ваших выпусков; или, если эпизоды еще не записаны, небольшой рассказ о том, чем интересен ваш проект; или необычная звуковая картинка (все-таки подкасты — это прежде всего звук). Например, трейлер подкаста «Розенталь и Гильденстерн» открывается целой сценкой, стилизованной под типичную перестрелку в вестернах, а трейлер «Сложных щей» начинается со звуковой картины кухни.
А еще трейлер удобно выкладывать первым в rss-ленту вашего подкаста (что такое rss и как его сделать, объясняем в соответствующем пункте), чтобы он опубликовался на всех платформах, и к моменту выхода первого эпизода у вас уже был готовый канал, который прошел проверку и подтверждение в Apple Podcasts и других сервисах.
Какой должна быть обложка?
Обложка — тоже важный элемент подкаста. Запоминающаяся картинка поможет продвижению вашего проекта. Подкасты во многих приложениях отображаются маленькими иконками, поэтому старайтесь избегать очень мелких деталей, которые будет сложно разглядеть. Закажите обложку дизайнеру, предварительно проверьте требования к изображению на разных платформах. Какой должна быть обложка для вашего шоу на Apple Podcasts, смотрите здесь.
Пожалуй, одна из самых эффектных обложек наших подкастов — у «Калькулятора»: золото на черном фоне сразу выделяет его на сайте и в любом подкаст-приложении.
Что надо сделать, чтобы подкаст появился в приложениях? Все говорят про RSS — как это работает?
Если вы видеоблогер — вы первым делом идете на ютьюб. Для подкастов пока нет единой площадки, поэтому, чтобы получить наибольший охват, вы должны быть везде: в Apple Podcasts, Google Podcasts, Spotify, CastBox, Soundcloud, «Яндекс.Музыке» и на многих других платформах. Хорошая новость в том, что вам не нужно загружать файлы на каждый сайт отдельно, достаточно в одном месте создать RSS-поток, который потом будет всем платформам отдавать ваши подкасты со всей информацией (обложка, заголовок, текст).
RSS — это такая специальная ссылка, которая транслирует регулярно обновляемое содержимое какого-либо сервера. Ваши файлы находятся на одном сервере, а другие сайты через RSS-поток получают оттуда данные. Когда вы загружаете новый подкаст, он автоматически отправляется на все платформы, которые обращаются к вашей RSS-ссылке.
Вам нужно один раз сделать такую ссылку для своего подкаста — и дальше останется только вставить ее в специально предусмотренные для этого поля на разных платформах.
Как сделать RSS?
- Вариант 1: зарегистрироваться в одном из подкаст-сервисов, например, Soundcloud или Castbox, залить туда файлы — и этот сервис сгенерирует вам RSS-ссылку.
- Вариант 2: зарегистрироваться на одном из платных хостингов для подкастов (Lybsin, SimpleCast — подробное сравнение хостингов читайте здесь), загрузить все туда — и система сама сделает RSS и разошлет по всем подкаст-платформам.
- Вариант 3 (самый сложный): сделать блог (например, на Wordpress), а потом вставить ссылку на вашу страницу в форму на сайте Feedburner (нужен Google-аккаунт). На Feedburner также надо будет загрузить описание и обложку подкаста.
Как выложить подкаст в Apple Podcasts?
Войти через аккаунт Apple на сайт Itunes Connect, выбрать раздел подкасты и вставить в специальное поле ссылку на RSS-поток. Подкаст отправляется на утверждение и, как правило, в течение нескольких дней становится доступен. Кстати, многие другие приложения автоматически подтягивают в свои каталоги все подкасты, которые выложены в Apple Podcasts.
А как попасть на «Яндекс.Музыку»?
Заявки отправляются через эту страницу.
Вижу свой подкаст в iTunes. Это успех?
Вы запустили подкаст — это круто! Но это только первый шаг к успеху. Запаситесь терпением, постарайтесь держать темп и регулярно выкладывайте записи. Аудитория приходит постепенно, и если у первого эпизода статистика хуже, чем вы ожидали, это не повод бросать. Продвигайте свой подкаст: призывайте слушателей ставить оценки, писать комментарии и рассказывать друзьям, а гостей подкаста просите оставлять ссылку на эпизод в соцсетях. Знакомьтесь с другими авторами подкастов, договаривайтесь о кросс-промо.
И помните: звук, дизайн, заголовки — все это важно, но еще важнее содержание. Поэтому, вне зависимости от того, какой у вас микрофон, наняли вы штат продюсеров и звукорежиссеров или работаете в одиночку, — главное, чтобы вам было что сказать!
Шеф-продюсер студии подкастов «Медузы» Александр Садиков
Источник: Meduza