Компании засекречивают свои стратегии, поставщиков, зарплаты сотрудников и даже личности акционеров. Порой под грифом «Совершенно секретно» оказываются совсем безобидные данные.

Что должно быть конфиденциальной информацией на предприятии, а что нет — разбирается Андрей Бондаренко.

 

На написание подобной статьи меня натолкнуло посещение с рабочим визитом одного из сталелитейных заводов страны. Когда я покидал завод, служба охраны изъяла у меня флеш-накопитель и сотовый телефон.

На протест охранники заявили, что подозревают меня в выносе информации, которая является конфиденциальной, и, если проверка изъятых у меня вещей ничего криминального не выдаст, я получу их назад в целости и сохранности, в противном случае я буду задержан.

Во время посещения завода я фотографировал доменные печи на камеру сотового телефона, снимал на видео процесс плавки металла, а на флешку ребята из отдела сбыта «скинули» прейскурант цен на продукцию и коммерческое предложение. Все вышеперечисленное стало основанием для задержания и подозрения на занятие промышленным шпионажем, поскольку данная информация оказалось конфиденциальной. После вмешательства руководства завода меня отпустили, но фотографии и видео съемку с телефона удалили.

Сидя в аэропорту, я ломал голову, что же такого секретного я снял на камеру. Доменные печи двадцатых годов прошлого столетия или процесс плавки металла? Самым непонятным было то, что на сайте данного предприятия во всей красе выложены фотографии этих печей, и любой посетитель сайта может их увидеть, а процесс выплавки стали можно найти в Википедиии. Тогда я впервые задумался, что должно быть конфиденциальной информацией на предприятии, а что нет.

Чаще всего конфиденциальной информацией является:

1. Информация о собственниках компании;

2. Стратегия компании;

3. Текущая деятельность компании: поставщики, прейскуранты на продукт;

4. Клиентская база;

5. Ноу-хау;

6. Итоги деятельности компании. Чистая прибыль, оборот;

7. Зарплата (вознаграждение) топ-менеджмента организации;

8. Данные о сотрудниках организации;

О каждом из пунктов поподробнее:

1. Собственники компании

В деловой среде подобная скрытность настораживает. Если акционеры не хотят публичности, это, конечно, их дело, но также это может означать, что акционерам есть что скрывать. А скрывают, как правило, негатив. Прозрачная фирма — значит управляемая и предсказуемая фирма. Именно с такими компаниями охотно завязывают партнерские отношения. Тенденция раскрывать информацию о собственниках компании все больше находит приверженцев.

2. Стратегия компании

Когда в разгар холодной войны к власти в США пришел демократ Кеннеди, одним из первых его высказываний было примерно следующее: «В ближайшие десять лет мы отправим человека на луну и вернем его обратно». По сути, это была стратегия NASA, а NASA — это высокие технологии не только в гражданской, но и в военной сфере. Повторяю, это было в разгар противостояния с СССР не только по «гонке вооружения», но и космической гонки. И этот призыв президента был опубликован во всех мировых газетах, в том числе и в СССР. О стратегии американского президента и его мощного ведомства знали не только советские спецслужбы, но и советский школьник.

Тем не менее это не помещало американцам запустить космический корабль с двумя космонавтами и высадиться на Луне. О планах американцев знали все, и это не помещало им достичь своей цели.

Безусловно, заявление о том, что «До 2015 года мы увеличим свою долю рынка до 20%» — привлечет внимание конкурентов. Но мало кого интересует, что вы собираетесь сделать, гораздо больший интерес представляет то, как вы будете достигать поставленных задач, а это уже вопросы тактики. Поэтому лично я придерживаюсь мнения, что стратегия компании должна быть публичной.

3. Поставщики, прейскуранты и так далее

В фирме, где работает мой приятель, прейскурант компании является закрытой информацией. Клиент должен представиться и назвать свой факс (именно факс, а не электронный адрес!), на который будет направлен прейскурант. Руководство фирмы считает, что, поступая так, они избавляют себя от внимания конкурентов к ценам на их продукцию. Таким способом руководство компании избегает ценовых войн. То же самое касается и защиты информации по поставщикам компании: «конкуренты могут узнать, что мы берем на более выгодных условиях, и тоже воспользуются услугами этого поставщика».

Иногда поставщика засекречивают чтобы «Никто не узнал, что бутик «Италия» торгует вещами, сделанными в Китае или Подмосковье! Ведь бутик должен как-то обосновать высокую стоимость товара». Как бы то ни было, но сокрытие прейскуранта и поставщиков говорит либо о слабых конкурентных позициях фирмы, либо о каком-то надувательстве.

4. Клиентская база

Сильные компании гордятся своими клиентами и в корпоративных (и не только) СМИ трезвонят о тех, с кем они сотрудничают, кто их клиенты и как протекает сотрудничество с клиентом. В тоже время клиентская база бывает самым охраняемым объектом в компании. Есть мнение, что когда уходят менеджеры по продажам, они «уводят» с собой клиентов. Хочу поделиться личным горьким опытом. Я организовал покупку действующей клиентской базы у одной конкурирующей компании. Менеджер по продажам недовольный политикой премирования увольнялся с фирмы. Он уходил в другую отрасль и грезил сладкой местью фирме. Местью, как вы поняли, была продажа мне действующей клиентской базы. Выражаясь языком продавцов: «нашел сейлза, который мне слил клиентскую базу с явками и паролями». База была шикарной: сотовые телефоны, любимые напитки и даже хобби ЛПР (Лиц принимающих решения). Эта клиентская база так и не стала нашей. Знаете почему? Потому что:

• Мы не могли обеспечить поставку продукции в трехдневных срок;

• Мы не могли предоставить такую же рассрочку платежа.

И этот список можно продолжать. Деньги на слив клиентской базы были потрачены зря. Конечно же, в фирмах работают люди. Будучи постоянным клиентом, вы привыкаете к определенному менеджеру, вам нравиться его стиль работы и так далее. Потом этот менеджер переходит на работу в другую фирму и приглашает вас к сотрудничеству уже с новой компанией. Высокая компетенция продавца без вопросов, но кто вам даст гарантию что бизнес-процессы у нового поставщика так же слажено работают, как и у компании, с которой вы сотрудничали несколько лет? Резюмирую вышесказанное: клиентская база это надводная часть айсберга; бизнес-процессы организации, которые создают эту клиентскую базу, — подводная и самая большая часть этого айсберга. Ели у Вас не структурированные бизнес-процессы, то клиенты со временем от вас сами уйдут.

5. Ноу-хау

Безусловно, научные и технологические разработки должны быть под замком, и как можно меньшее количество людей должно видеть целиком всю картинку.

Когда бюро Андрея Туполева участвовало в гонке по созданию сверхзвукового самолета ТУ-144 (Мы (СССР) соревновались с Конкордом (Запад)), главного конструктора обвиняли в излишней открытости. Действительно каждый сотрудник бюро знал, над каким секретным проектом идет работа (Стратегия). Однако детально сотрудник знал только часть своей работы, о которой он давал подписку о неразглашении. Также сотрудник знал, над какой проблемой трудиться его коллега, скажем, в отделе турбин, но какую именно проблему и как он ее решает сотрудник смежного подразделения — не знал. Итак, ноу-хау организации должны храниться в строжайшей тайне.

6. Итоги деятельности компании. Чистая прибыль, оборот и так далее

Итоги деятельности компании напоминают мне буек, до которого вы либо доплыли, либо нет. Если вы «доплыли», то вы герой — вами все интересуются, ваше имя на устах. С одной стороны, успешные итоги деятельности компании — это не только сигнал инвесторам, но и просто рекламная акция. Именно с этой целью некоторые компании манипулируют прибылью и другими показателями. С другой стороны, в причине вашего успеха будут разбираться и конкуренты (бенчмаркинг стал обычным инструментом). Я считаю, что итоги деятельности скрывать или завышать — недальновидно. Их легко проверить «на вшивость». Пример из практики: один завод по производству прицепов готовился выставить свои активы на продажу. Чтобы продать пакет акций подороже, завод прицепной техники завысил объем выпуска и объем продаж своей продукции. Раскрылось это легко — представитель потенциального инвестора, около заводской проходной подошел к выезжающим новеньким прицепам и посмотрел номер шасси, выбитый на раме прицепа. По номеру шасси можно определить, каким по счету в этом году был сделан этот прицеп. Афера «продавцов» была раскрыта.

7. Зарплата (вознаграждение) топ-менеджмента

Тут однозначного мнения быть не может. На западе всем известна зарплата президента компании Ford, и воспринимается это в порядке вещей. Там развитие общества другое, нет разрыва в зарплатах в десятки раз. Когда рабочий в России с месячной зарплатой в 10 тыс. руб. узнает, что его директор получает 500 тыс. руб. в месяц, это может вызвать либо раздражение (что неминуемо отразиться на его работе), либо вообще вызвать социальный бунт.

В тоже время, если в вашей компании работают уверенные в себе люди, то знание окладов топ-менеджмента будет являться для них дополнительным стимулом к работе.

8. Личная информация о сотрудниках

В этом случае объектом конфиденциальной информации становиться место проживания, состав семьи, сотовый телефон сотрудников. Такая практика вполне понятна и приемлема для сотрудников спецслужб (детективных агентств), звезд шоу бизнеса.

В некоторых корпорациях строго настрого запрещено давать клиенту личный мобильный телефон, дескать, есть служебный мобильный им и пользуйтесь. Сложно сказать, как служба безопасности предприятия отслеживает эти моменты, но, по мнению работодателя, данные меры безопасности будут барьером для «утечки» клиентской базы. Это не так! Сотрудник отдела продаж (или закупок), если у него доверительные отношения с клиентом (поставщиком) вполне может связаться с ним по своему мобильному телефону и провести переговоры втайне от работодателя.

Утаивать личную информацию о сотрудниках (адрес, деятельность членов семьи и так далее) стоит, если из-за профессиональной деятельности сотрудника что-то будет угрожать безопасности самого сотрудника или членам его семьи. Например, специалист отвечает за проведение тендера на крупную сумму. Чтобы свести на нет подобную угрозу, тендер должен быть максимально открытым для всех, с четкими и понятными всем правилами.

Выводы:

Информатизация общества набирает обороты. Время, за которое тайное становится явным, стремительно сокращается. Об этом нужно помнить. Работая над данной статьей, я пришел дополнительно к следующим выводам:

1. Чем меньше конфиденциальной информации в организации — тем слабее фирма.

2. Мало кого интересуют ваши цели — интерес представляет то, что вы делаете здесь и сейчас в данный момент времени.

3. Мало кого интересуют итоги деятельности вашей организации — интерес представляет то, как вы достигли (что сделали) для достижения таких результатов.

Источник — Сообщество Е-xecutive.ru

(Visited 38 times, 1 visits today)