Управлять кухней ресторана? Стать директором гипермаркета? Почувствовать себя декоратором?
HR-департаменты крупных компаний претворяют в жизнь самые смелые бизнес-фантазии своих кандидатов и сотрудников, и все, что для этого нужно, — выход во Всемирную паутину и готовность к геймификации (применение игровых механик в неигровых процессах. — «РБГ»).
Геймификация становится все более популярна в сфере подбора и управления персоналом. Этот тренд пришел к нам вместе с активным использованием мобильных устройств, дефицитом кадров и необходимостью привлекать и вовлекать сотрудников в жизнь компании-работодателя. Насколько же активно применяется этот инструмент в российском HR?
Самым популярным видом бизнес-игр, по мнению работодателей, являются командообразующие мероприятия: HR-профессионалы отдали им 24% своих голосов, в то время как работники лишь 10%.
17% работодателей и 11% работников сталкивались с геймификацией на этапе собеседований, 9% и 3% соответственно — для вовлечения в корпоративную культуру, 8% и 2% — с целью оценки работы. Геймификация для работодателей если не стала ежедневным инструментом, то, по крайней мере, известна большинству из них, и так или иначе используется ими в работе — не знакомы с ней лишь 27% работодателей. Одновременно с этим доля работников, которые не сталкивались с геймификацией, составляет 60%. Несмотря на то что значительную часть опрошенных кандидатов составили представители поколения Y (родившиеся после 1980 г. — Прим. ред.), исследование показало, что игры играми, а работники не особенно верят в геймификацию. 12% считают, что она не дает видимого эффекта, среди работодателей же придерживаются подобного мнения всего 4% опрошенных. По мнению некоторых респондентов со стороны работников, в условиях постоянных авралов геймификация только отвлекает от выполнения прямых обязанностей.
При проведении собеседования или обучающих тренингов геймификация дает возможность увидеть кандидата именно таким, какой он есть на самом деле, получить достоверное впечатление о человеке и его навыках
В ответе на вопрос, какой эффект дает геймификация, обе группы опрашиваемых в первую очередь отметили увеличение лояльности к компании и мотивации на работу в ней: работодатели отдали 33% голосов, работники — 29%. Следующее преимущество геймификации — создание более неформальных отношений между компанией или работодателем и работниками: 23% и 18% голосов соответственно. Кроме этого, по мнению опрошенных, геймификация помогает сделать работу/ее поиски более интересной. Так считают 21% работодателей и 18% работников.
Сравнивая результаты опроса, мы видим, что работодатели оценивают эффект, который дают игровые элементы, несколько выше, чем работники. Одной из возможных причин такого положения вещей является то, что геймификация — это весьма новый механизм и не все работники имели с ним дело, в то время как HR-менеджеры крупных компаний, как правило, отслеживают тенденции рынка и стараются использовать ноу-хау в своей работе.
Один из кандидатов, участвующих в нашем опросе, отмечает: «В нашей компании, несмотря на большое количество сотрудников в возрасте до 30 лет, предложение о внедрении гейм-системы не вызвало особого энтузиазма. Обсуждение показало, что большинство наших сотрудников не относятся к категории фанатов социальных сетей, т.е. не являются типичными представителями поколения Y».
При этом HR-сообщество с большим энтузиазмом подходит к этому вопросу. HR-менеджеры поясняют важность использования игровых элементов так: «При проведении собеседования или обучающих тренингов геймификация дает возможность увидеть кандидата на вакансию/сотрудника именно таким, какой он есть на самом деле, получить достоверное впечатление о человеке и его навыках». Другая компания отмечает: «Мы делаем ставку на молодых специалистов, готовим будущих сотрудников со студенческой скамьи, поэтому постоянно используем в работе с ними игровые элементы и деловые игры».
Как показал опрос, возраст работников влияет не только на то, видят ли они необходимым использование игровых инструментов, но и на то, какого эффекта они ожидают от геймификации. Работники до 30 лет в своих ответах отмечают, что для них это в первую очередь возможность сделать работу и ее поиски более интересной, также игра заряжает их на достижение более высоких результатов. Работникам старше 30 лет геймификация позволяет им наладить отношения с коллегами и руководством.
Источник: Сайт rg.ru/http://www.rg.ru/2013/09/24/a852927.html