Кадровый голод сегодня испытывает большое количество компаний России. Объединенная Авиастроительная Корпорация не стала исключением. Специалисты ОАК предпринимают активные попытки достучаться до государства, работают с вузами, ссузами и школами, чтобы получить именно тех работников, которые им нужны. Об инициативах и преградах, которые стоят на пути корпорации, рассказывает Елена Пудалова, руководитель направления по взаимодействию с профильными учебными заведениями.

Елена, известно, что ОАК выдвигает большое количество инициатив по улучшению качества образования по профильным специальностям. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее?

Все инициативы последнего времени формально происходят с 2008 года, когда вышло поручение В. В. Путина по формированию плана обеспечения отрасли специалистами с высшим, средним и начальным профессиональным образованием с учетом потребностей предприятий ОАК 2008—2015 годы. План был утвержден президентом ОАК Алексеем Федоровым и одобрен на Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. Этот план состоит из нескольких частей.

Первая часть посвящена системе подготовки кадров, вторая — непрерывному корпоративному обучению. Этот план актуален до сих пор, и мы стараемся его придерживаться. В нем, в частности, затрагивается вопрос профстандартов, требованиям которых должны соответствовать наши специалисты. Их можно заложить как в систему подготовки, так и в систему корпоративного обучения. У нас есть опыт разработки пяти профстандартов, которые были созданы в 2006—2007 годах. Они утверждены в 2008 году РСПП. Мы до сих пор пытаемся их легализовать на государственном уровне.

Проблема в том, что официально признанного определения профстандарта в России нет. Что это? Просто фантом, который придумали себе работодатели? Мы пытались идти разными путями, пробовали действовать через Минздравсоцразвития, даже предложили почти год назад паспорт профстандарта, который позволил бы в существующую систему общероссийских классификаторов внедрить профстандарты. Это позволяло не рушить старую систему и, при этом, разрабатывать новую. Ничего воспринято не было, поэтому мы пытаемся сейчас найти понимание в Государственной Думе, Министерстве промышленности и торговли, Министерстве образования. Мы также вносили свои поправки и предложения в законопроект об образовании, предлагали определить понятие профстандарта. Но пока добиться удалось немногого. Нам говорят, что это наш внутренний документ, который не нужен государству. Но ведь на основе него формулируются требования к выпускникам учебных заведений профессионального образования, может быть построена оценка качества подготовки специалистов, предложения по дальнейшему выстраиванию системы подготовки в сферу образования, в том числе и учебный процесс… У нас возникает вопрос: «Если это настолько не принципиально, зачем сейчас все на это обращают внимание?».

Вы упомянули о пяти профстандартах, разработанных в ОАК. Расскажите о них подробнее?

К разработке профессиональных стандартов привлекались эксперты из числа руководителей и ведущих специалистов авиационных предприятий, профессора и преподаватели авиационных ВУЗов. В них описаны пять профессий: «Прочностные расчеты авиационных конструкций», «Проектирование и конструирование авиационной техники», «Проектирование и конструирование механических конструкций, систем и агрегатов», «Разработка комплексов бортового оборудования авиационных летательных аппаратов» и «Послепродажное обслуживание авиационной техники». Профстандарты разрабатывались на основе анализа трудовых функций, позволяющего последовательно описать всю область профессиональной деятельности по квалификационным уровням. Этот набор профессиональных функций и требований основан на знаниях технических экспертов и ведущих специалистов, на результатах аналитических обследований предприятий корпорации, обеспечивающих репрезентативность выборки и достоверность информации.

Мы предполагаем, что профстандарты будут использоваться для:

  • формирования образовательных стандартов в системе профессионального образования,
  • программ подготовки и переподготовки персонала всех уровней, включая дополнительное профессиональное образование и обучение,
  • корпоративных стандартов/стандартов предприятия (в части персонала),должностных инструкций,
  • для разработки механизма оценки компетенций выпускников учебных заведений всех уровней профессионального образования и специалистов отрасли.

Если человек настроен на то, чтобы занять какую-либо должность, он может ознакомиться с требованиями соответствующего профстандарта и понять, что у него уже есть, чтобы ее занять, а чему еще предстоит учиться. Для частично несоответствующих этим требованиям кандидатов у нас предусмотрены индивидуальные программы развития и обучения, которые помогут восполнить его знания.

Говорят, что сегодня в бизнесе есть две крайности. С одной стороны есть компании, которые учат молодых специалистов всему, вплоть до физики и математики, а есть, напротив, организации, которые считают ответственным за поставку качественных кадров государство. Какая позиция у ОАК?

Я бы сказала, что ОАК где-то посередине. Я говорю не только об управляющей компании, но и тех предприятиях, которые входят в состав ОАК. Когда создавалась управляющая компания, мы получили определенную историю, поскольку каждое предприятие сотрудничало с вузами и ссузами по-своему. Наша задача заключалась в том, чтобы распространить лучшие практики и выстроить отраслевую систему подготовки кадров. Мы никогда не учили по школьной программе: все же мы рассчитываем, что ребята, которые к нам приходят, знают основные предметы, а доучивать по необходимости будут вузы и/или ссузы в процессе обучения. Понимая важность участия в учебном процессе, специалисты предприятий преподают профессиональные дисциплины. Но это связано еще и с тем, что кадровые проблемы ощущают не только предприятия отрасли, но и профильные учебные заведения. Средний возраст преподавателей неуклонно растет, далеко не все интересуются развитием, которое происходят в отрасли, и зачастую студенты получают знания, которые морально устарели.

Для сокращения разрыва между сферой образования и отраслью проводится комплекс мероприятий, одним из которых являются Всероссийские стажировки и практики студентов и преподавателей. Начинался этот проект с 4 регионов, а сегодня уже вдвое увеличилось количество участников, что показывает возрастающий интерес к мобильности обучения. Мы не стремимся подменять вузы и ссузы. Мы хотим, чтобы сложилась согласованная система подготовки кадров, которая позволит нам не тратить ресурсы и время на тех сотрудников, которые не придут к нам работать. Некоторые наши предприятия, например Иркут, Сухой и МИГ работают совместно с вузами и ссузами. Таким образом, выпускники приходят на работу на эти предприятия наиболее подготовленными.

Я знаю, что ОАК открыт к сотрудничеству с вузами, и, в частности, о проекте с разработкой и внедрением современных образовательных программ в МАИ. Расскажите о нем подробнее?

Мы организовывали в 2008 году конкурс образовательных программ МАИ для предприятий авиастроительной отрасли. Для составления задания мы проанализировали требования к выпускникам предприятий, входящих в ОАК. Образовательные программы были разработаны МАИ с учетом единых отраслевых требований, причем авторами данных программ должен был быть авторский коллектив, состоящий из маститого профессора и молодого преподавателя. К сожалению, мы не смогли в тот момент договориться по внедрению результатов этого конкурса в учебный процесс. Но это нас не остановило, в течение последующих двух лет мы заказывали учебно-методические комплексы в МАИ, КАИ и Новосибирском техническом университете, которые направлены на развитие профессиональных компетенций у студентов профильных специальностей. Для масштабного/системного внедрения этих схем необходимы указания «сверху».

В данном направлении у Министерства образования есть проекты по формированию, внедрению и развитию системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Нам она интересна с точки зрения оценки качества подготовки кадров через профессиональную аккредитацию образовательных программ с учетом компетентностных моделей выпускников, которые сформированы на основе профессиональных стандартов. Соответствие требований отрасли выраженное в данных моделях позволит вузам и ссузам по возможности качественно выполнять свои профессиональные обязанности, конечно же, совместно с работодателями. Примером нашей готовности активно участвовать в совместных проектах является подписание соглашения между Объединенной авиастроительной корпорацией и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в области качественной подготовки кадров.

Вы упомянули профессиональную аккредитацию образовательных программ и сертификацию выпускников вузов и ссузов. В чем вы видите ее необходимость сегодня для своей компании?

Я бы сказала, что не только для ОАК, а для всей нашей экономики. На августовском Госсовете Дмитрий Медведев назвал бизнес одним из основных заказчиков профессионального образования. Однако сейчас, на наш взгляд, еще не созданы оптимальные условия для такого рода заказов. Под ними имеются в виду и «открытость» системы профессионального образования, и наличие таких механизмов и регламентов, которые обязывают обе стороны взаимодействовать друг с другом. Я думаю, что общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ — это один из инструментов взаимодействия, и она должна осуществляться вместе с госаккредитацией учебных заведений всех уровней профессионального образования.

Я убеждена, что вузы и ссузы могут разрабатывать и вести программы, если заказчиком четко и ясно представлена задача и организован процесс: от формулирования запросов до оценки результатов. В этом году мы планируем инициализировать проект разработки и апробации методики профессиональной аккредитации образовательных программ вузов и ссузов. На мой взгляд, общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ — это, с одной стороны, процесс оценки качества программ по соответствующим критериям и процедурам, с другой стороны, присвоение образовательной программе статуса, фиксирующего признание бизнесом его высокого уровня.

Профессиональная сертификация интересна для отрасли в части оценки качества подготовки выпускников с учетом требований компетентностной модели выпускника. В результате сертификации выпускников, можно понять, кого мы получили на выходе, а также, при необходимости, скорректировать при необходимости свои требования к выпускникам. Пока, к сожалению, в работодателях видят дополнительный источник финансирования деятельности учебного заведения профобразования, а не заказчиков, в интересах которых они оказывают образовательные услуги.

Одно из начинаний ОАК — это проведение профильных олимпиад для молодежи. Расскажите о них подробнее?

В 2010 году мы провели Всероссийскую студенческую олимпиаду «Авиация и авиационная техника». Финальный этап проводили в штаб-квартире ОАК, чтобы студенты как потенциальные сотрудники могли вживую увидеть работу в отрасли. Жюри состояло 42 человек, из которых только трое были представителями вузов, остальные — эксперты предприятий отрасли. В олимпиаде приняло участие 573 участника со всей страны (25 субъектов РФ). В финал были отобраны 50 ребят. К участию мы приглашали как профильные, так и технические вузы и ссузы. Задания были разной степени сложности, чтобы никто из участников не чувствовал себя неуютно. Эксперты предприятий отрасли определили для себя новых возможных «поставщиков» кадров, и это было полезно. Это был первый отраслевой шаг в данном направлении. Победителей было двадцать по шести номинациям. Ценные призы: электронная техника, награды с символикой ОАК, а также издали сборник их трудов, объем которого — более 500 страниц, не смогут заменить общения студентов вузов, ссузов с представителями таких известных фирм, как Сухой, МиГ, Иркут, Туполев и др.

В дальнейшем мы также планируем проведение олимпиад. Возможно совмещение конкурса научных, исследовательских студенческих работ с мероприятиями в рамках МАКС-2011, однако я не уверена, что это хорошая идея: все же МАКС проводится во время летних каникул у студентов. В планах еще есть организация и проведение Всероссийской профильной (отраслевой) олимпиады по авиации для школьников. Это очень непростая работа. Надеюсь, у нас совместными усилиями предприятий, школ, учебных заведений профессионального образования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации все получится.

Как вы относитесь к школьной реформе? Какое влияние, по вашему мнению, она окажет на отрасль авиастроения?

Есть хорошая фраза: «Не дай бог нам жить в эпоху перемен». Эпоха перемен наступила. Надо понимать, то, что сейчас внедряется в средней школе, в дальнейшем найдет свое отражение и в системе профессионального образования, и тот кадровый голод, в который впала экономика и промышленность России, только усилится. Вообще систему образования как систему развалить очень сложно. Но если прикладывать к этому постоянные усилия, то все осуществимо. Если говорить о нас, то мы понимаем, что нам необходимо прилагать именно системные усилия, чтобы получать именно тех выпускников, которые нам нужны. Вопрос в том, с кем мы будем это делать. Хочется верить, что государственные органы пойдут нам на встречу. Сейчас нам предлагают американскую модель обучения, от которой отказываются сами американцы. Но даже если предположить, что станет все хорошо и прекрасно, через сколько лет до нас это дойдет? Лет через 15. Для того чтобы качество образования повышалось, должны работать не только отдельно мы, и отдельно преподаватели вузов и ссузов, учителя в школах, а вся сфера образования в целом совместно с бизнесом. Усилия одних ни к чему не приведут.

Престиж профессии — очень важен. Что вы делаете для того, чтобы молодые люди были заинтересованы работать в отрасли авиастроения?

Чтобы привлекать внимание к нашей отрасли, должны работать и мы, и государство. Со стороны ОАК предпринимаются усилия как со стороны УК, так и со стороны предприятий, которые входят в ее состав. Наши предприятия проводят экскурсии для школьников и студентов, Дни открытых дверей, формируют профильные классы и участвуют в выставках, ориентированных на получение молодых кадров. Приятно, что и со стороны государства мы начали видеть поддержку хотя бы в том, что в последнее время появилось много фильмов и программ, посвященных авиации, «Авиаторы», например. Но это привлечение, а есть еще и удержание, и для него этого недостаточно, нужны другие меры.

Источник — сайт  Trainings.ru

Приходите на наш курс «Контент-менеджмент» и получите набор инструментов, которые помогут создавать контент под вашу целевую аудиторию!

(Visited 233 times, 1 visits today)