В современных реалиях забота об окружающей среде — это уже не тренд, а необходимость. Вот и крупнейшие игроки на рынке заметно ощутили это на себе: молодые сотрудники всё больше хотят работать в «зеленых» компаниях, а борцы за экологию активно привлекают внимание к политике компаний в области экологии. Но выход есть — это ESG-система.
ESG — это система, учитывающая экологические, социальные и управленческие факторы наряду с финансовыми факторами в процессе принятия бизнес-решений.
Заветные три буквы ESG расшифровывают как «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле это устойчивое развитие бизнеса, которое строится на следующих принципах:
• ответственное отношение к окружающей среде (англ., E — environment);
• высокая социальная ответственность (англ., S — social);
• высокое качество корпоративного управления (англ., G — governance).
Принципы эти еще в 2004 году сформулировал бывший генсек ООН Кофи Аннан. В своем докладе «Неравнодушный побеждает» он предложил крупным мировым компаниям включить эти положения в свои стратегии, в первую очередь — для борьбы с изменением климата.
Почему это стало актуально? Ответ прост: такие явления, как вспышка коронавируса и глобальные изменения климата, заставляют нас осознать, что мы не хозяева нашей планеты, а, скорее, одни из её постояльцев. В последние годы тренд на ответственность и экологичность распространился и на сферу инвестиций. У компаний есть не только ресурсы, но и ответственность для осуществления позитивных действий в области климата, которые они могли бы применить.
В России процесс встраивания системы ESG продвигается не так активно, как на западе, но значительные сдвиги есть. Так, тема экологии и ESG стали одними из самых обсуждаемых на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2021-м, где крупные игроки предлагали разные инициативы: снижение выбросов СО2 при добыче и производстве продукции ТЭК, введение «зеленых сертификатов».
Автомобильная и обрабатывающая промышленность, возможно, столкнутся с самыми серьезными проблемами, особенно с цепочками поставок. Им необходимо инвестировать в разработку инновационных продуктов для создания новых технологий, обеспечивающих климатически безопасные решения для рынка.
ESG — один из главных трендов в корпоративной культуре компаний. Хотите узнать, какие еще актуальные концепции набирают популярность в бизнесе? Присоединяйтесь к нашему курсу «Менеджер по внутренним коммуникациям». Только до 31 июля 2022 года вы можете получить доступ к этому и еще четырем курсам Школы ВК по цене трёх в рамках акции 5 за 3!
Зачем это компаниям?
Давайте откровенно: стала бы хоть одна компания в мире внедрять подобные принципы, если бы ей самой не было от этого пользы? Дело в том, что все большее давление на внедрение факторов ESG оказывается со стороны законодателей, инвесторов и экосистемы бизнеса (например, СМИ, потребителей, клиентов).
Чтобы их бренд оставался привлекательным, компании должны показывать хорошие результаты в области ESG. Например, 49% миллионеров-миллениалов делают свои инвестиции на основе социальных факторов. Поэтому для инвесторов, стартапов и технологических компаний важно зреть в корень ESG. Мы уж не говорим о том, что такая система сокращает регулятивные и юридические вмешательства (штрафы и санкции).
Немаловажно и то, что компании, которые переходят на более экологичные методы производства, как правило, становятся более эффективными и снижают свои затраты. Одним из таких примеров является компания «Nestle», которая объявила, что до 2025 года инвестирует более 2 млрд долларов в переход от первичного пластика к пищевому переработанному пластику и в разработку других экологичных упаковок. Это не только поможет компании сократить выбросы углекислого газа, но и избавит ее от штрафов из-за несоблюдения требований законодательства в регионах, где действуют более строгие законы, касающиеся использования пластиковой упаковки.
Давайте посмотрим, на кого в основном направлена эта система.
ESG и инвесторы
Инвесторы все чаще поддерживают компании, которые внедрили ESG. Сегодня деньги предпочитают инвестировать в максимально прозрачные компании. Недостаточное внимание к ESG может повлиять на работу бизнеса.
Приведем известный пример из австралийского опыта компании Rio Tinto. В мае 2020 года компания вызвала огромный общественный резонанс после того, как взорвала древнее скальное убежище аборигенов, чтобы расширить свой железорудный рудник в Западной Австралии. Акционеры и инвесторы, мягко сказать, были не в восторге, что повлияло на стоимость акций и привело к отставке нескольких ключевых сотрудников.
Результат взрыва на руднике подчеркнул важность прозрачного общения с заинтересованными сторонами. Инвесторы все чаще требуют, чтобы компании показывали, что они направляют средства на защиту окружающей среды. Все это ценные уроки, которые все компании должны использовать и применять при планировании стратегии развития.
К тому же если вы основатель стартапа и активно ищете финансирование — у вас будет больше шансов убедить инвесторов, если ваша компания уже внедрила политику ESG и демонстрирует хорошие показатели.
ESG и привлечение талантов
С ростом прозрачности приходят и возможности. Еще одна возможность, которую открывает для компаний ESG — это привлечение молодых талантов. Новые сотрудники все чаще стремятся присоединиться к компаниям, которые поддерживают их ценности и готовы перестраиваться. Аутентичные и прозрачные коммуникации организаций могут повлиять на привлечение и удержание более социально сознательных сотрудников, а их всё больше и больше среди молодежи.
Глобальная пандемия показала, что многие компании являются одновременно устойчивыми и гибкими. Оказалось, что они могут быстро адаптироваться к новым условиям работы. Компании предложили удаленную работу благодаря более широкому использованию технологий, защитили рабочие места с помощью государственной поддержки и позаботились о персонале, соблюдая все требования Минздрава по здравоохранению. Может не все об этом задумывались, но для многих это стало первым поворотом к бизнесу, ориентированному на ESG.
А что делать небольшим компаниям?
Может показаться, что ESG — это только для крупных промышленных гигантов, но на деле это совсем не так. В то время как крупные предприятия могут позволить себе иметь специальные команды, которые будут отвечать за ESG-систему и получать от этого выгоду, малые предприятия могут выиграть от более быстрого принятия решений, гибкости и более тесного контакта со своими клиентами, что помогает им лучше понять их потребности.
Небольшие «зеленые» шаги, такие как переход на более экологичную упаковку, цифровые чеки, использование возобновляемых источников энергии и эффективное управление отходами, предпринятые малыми предприятиями, могут значительно помочь им сэкономить расходы, а также уменьшить углеродный след.
Как начать работать с ESG-системой?
Если вы думаете о принятии политики ESG для своего бизнеса, то для начала:
- Определите наиболее важные области, на которых необходимо сфокусировать ESG
- Проведите оценку среди ваших инвесторов, совета директоров, сотрудников и клиентов, которая поможет определить ключевые приоритетные направления
- Проверьте насколько ваш бизнес соответствует отраслевым стандартам.
- Приведите свою стратегию ESG в соответствие с требуемой операционной и управленческой моделью, как указано инвесторами и существующими требованиями.
- Постоянно обновляйте информацию о меняющихся правилах и потребностях заинтересованных сторон.
- Взаимодействуйте с другими компаниями, ассоциациями, регуляторами и заинтересованными сторонами для налаживания сотрудничества и продвижения к большему воздействию и формированию лучших практик ESG.
Открытым остается вопрос: как надолго ESG теперь с нами, не станет ли он трендом на пару лет? Прогнозы изменения климата указывают, что внедрять систему нужно либо сейчас, либо уже никогда. Также, учитывая то, насколько осознанное поколение специалистов сейчас приходит на рынок труда, становится очевидным, что для них ESG — не пустой звук. Видимо, совсем скоро недостаточно будет просто создать успешную с точки зрения бизнеса компанию, а надо будет еще и «посадить дерево», да желательно не одно.