Корпоративные правила, ритуалы, традиции помогают сотруднику легче адаптироваться в коллективе и более эффективно взаимодействовать с коллегами. Эксперты утверждают, что для установления прочных связей с командой сотруднику важно наладить доверительные отношения с пятью коллегами, а чтобы ощутить себя частью компании — с семью.

Традиции объединяют, развивают ощущение сопричастности к одному общему делу и у сотрудников из отделов, которые не взаимодействуют в бизнес-процессах, помогают создавать общие впечатления и историю.

Итак, что же кроется под определением «традиции» и почему их рассматривают как отдельный важный элемент корпоративной культуры?

Традиции — это прежде всего определенные и негласные правила, «фундамент» для ежедневного взаимодействия сотрудников компании. То, чем ежедневно привычно живет предприятие или организация. Причем большая часть правил не осознаются, не прописаны в регламентах и других официальных документа, но являются алгоритмом взаимодействия для подавляющего большинства.

Как узнать, какие на самом деле традиции свойственны компании?

Один из самых, пожалуй, очевидных маркеров — стиль руководства. То, как принимаются решения и отдаются распоряжения, насколько руководитель погружен в операционку, легко ли сотрудникам и непосредственным подчиненным добиться личной встречи с ним. Важно также учитывать, что традиции часто формируются «сверху», принимаются исполнителями, но в процессе переживают трансформацию. Руководители, как правило, копируют стиль топ-менеджмента. Сотрудники, в свою очередь, приспосабливаются к особенностям начальников.

Для крупных компаний, особенно имеющих «советский» бэкграунд, нередко справедлив так называемый закон системы: «При внедрении изменений структура всегда стремится к вернуться к прежнему состоянию». Традиции в таких компаниях могут складываться исторически, могут быть установлены руководством. Но любые изменения происходят довольно медленно и с большим трудом.

Как работать с традициями при внедрении изменений?

Привычка придерживаться традиций принципиально свойственна человеку, нужно только направить её по правильному, понятному каждому из участников маршруту.

В современных компаниях традиции могут регламентировать механики роста по карьерной лестнице, формирование мотивации сотрудников, заботу о бывших работниках – пенсионерах компании, отношение к использованию рабочего времени, методы разрешения конфликтов, проведение торжественных мероприятий по случаю корпоративных и профессиональных праздников и многое другое.

Любая масштабная трансформация в компании влечет изменения процессов. Но правило: «Новые технологии не приживутся, если они будут противоречить принятым в компании традициям» — действует всегда.

Поэтому специалисту по коммуникациям важно наладить взаимодействие не только с инициаторами и идеологами изменений — руководством и HR-службой, но и с лидерами мнений, помощь которых очень пригодится при внедрении изменений.

Пишите интервью, делайте подкасты и скринкасты с лидерами изменений. Главное — что бы они, а не вы рассказывали сотрудникам о том, что именно происходит и почему это важно.

Что бы узнать больше, поведите серию встреч с рядовыми сотрудниками. Ищите в их словах те самые фразы-мемы: «У нас так принято», «Мы всегда так работали», «Изменения только вредят»…. Список можно продолжать практически бесконечно. И обязательно задайте уточняющие вопросы: «Расскажите, пожалуйста, об этом», «Хочется узнать подробности», «Почему именно так?», «Думали ли вы о том, как решить эту задачу по-другому?».

Если есть контакт, и собеседник достаточно компетентен, то материалы такого интервью вполне могут стать основой для плана внедрения изменений.

Кстати, уже через неделю у вас будет отличная возможность обсудить влияние традиций на коммуникации, внутренние процессы и корпоративную культуру. Осталось записаться на курс МЕНЕДЖЕР ПО ВНУТРЕННИМ КОММУНИКАЦИЯМ

Реализуем план: основные правила для внутрикома

  • Запаситесь терпением. И в случае, если вы работаете в старт-апе и только создаете традиции. И при внедрении изменений внутри сложившейся системы, которые только через время станут традициями, заменят или дополнят те, которые потеряли актуальность.
  • Традиции и обычаи компании должны быть одинаково понятными, и соблюдать их должны все сотрудники на всех уровнях, от топ-менеджмента до вспомогательного персонала.
  • Изучите влияние на процессы «лидеров мнений» и обратитесь к ним с идеями об изменениях. В случае отсутствия поддержки важно искать тех, чей голос до сих пор не был слышен. Либо чьи высказанные идеи так и остались нереализованными. Они вполне могут стать соавторами и проводниками изменений.
  • Новые действия будут трансформироваться в традиции постепенно. Для этого потребуются недели, а то и месяцы. Один из способов ускорить процесс и объединить сотрудников компании — вовлекать их в совместные активности. Здорово, если в процессе люди проживут яркие позитивные эмоции. В такие моменты даже самые большие скептики (не путать с теми, кто настроен резко негативно), как правило, становятся более дружелюбными.
  • При внедрении изменений будьте последовательными и одновременно гибкими. Полезно учитывать конструктивную “обратную связь”, и, при необходимости, вносить коррективы. Такое взаимодействие поможет отслеживать ход внедрения нововведений и добавит лояльности.

Любая компания — это профессионалы, которых объединяют общие цели. Подобно тому, как в доисторический период племена создавали собственные обычаи, сегодня люди, объединяясь, склонны устанавливать общие традиции и ритуалы. Именно благодаря многовековой истории традиции являются незаменимым инструментом корпоративной культуры любой компании.

Автор: Наталья Сиухова

(Visited 313 times, 1 visits today)