Я проработал в компаниях-интеграторах, которые занимаются внедрением Интранет порталов более 5 лет. Мои проекты получили 5 первых мест на Best Intranet Russia, успел поучаствовать более чем в 50 внедрениях. Среди них были и успешные и провальные внедрения. Но там , где использовалась аналитика — вероятность провала была существенно меньше.
Я заметил, что в успешных проектах, менеджеры по внутренним коммуникациям используют понятные объективные измеримые критерии успешности интранета. А в неуспешных субъективные и неизмеримые: “главное чтобы понравилось генеральному”, “а мне нравится”, “никто не жалуется”.
В статье расскажу, какие объективные измеримые критерии можно использовать и как их можно посчитать с помощью веб-аналитики.
Что измерять
Нам понадобится простой понятный показатель успешности Интранет. Суммарное количество просмотров страниц — недостаточно точно (90% просмотров могут создавать 10 активных посетителей портала). Количество уникальных посещений, лучше, но не говорит нам о том на сколько активна аудитория (вдруг эти люди просто просматривают главную страницу).
Предлагаю использовать критерии, которые используют продакт менеджеры (люди, которые создают замечательные удобные приложения, например WhatsApp, Instagram, Telegram и т.д.): показатель вовлеченности.
Давайте разобьем ваших сотрудников на 3 группы:
Группа пользователей | Как часто пользуются интранетом |
Пассивные | 1 раз в 2 недели и реже |
Активные | От 1 раза в 2 недели до 3 раз в неделю |
Супер активные | 3 раза в неделю и чаще |
Теперь вы можете измерить показатель вовлеченности аудитории: долю активных и супер активных пользователей. Чем больше — тем лучше. Если 80% ваших сотрудников активные и супер активные — у вас просто замечательный интранет.
Этого достаточно?
Смогли разбить и измерять аудиторию таким образом — хороший результат. Но стоит пойти дальше. Стоит разбить весь контент вашего интернета на разделы и измерять по показателю вовлеченности каждый из разделов.
У вас может получиться такая таблица:
Раздел | Пассивные | Активные | Супер активные |
Новости | 73% | 22% | 5% |
База знаний | 50% | 40% | 10% |
Адресная книга и дни рождения | 40% | 45% | 15% |
Страницы подразделений | 85% | 10% | 5% |
Заявки | 53% | 42% | 5% |
Теперь вы сразу можете увидеть, какие разделы и вида контента интересны вашей аудитории.
А еще можно сегментировать аудиторию
Разные сотрудники читают разный контент на портале. Программисты из Москвы, например часто сидят в чате, а региональные менеджеры по продажам — читают новости регионов.
Разбить аудиторию на группы (сегменты) и посмотреть, как разные группы пользователей пользуются интранетом — значит сегментировать аудиторию. Самый простой вариант разбить аудиторию по города и департаментам. Когда вы начнете это учитывать, то у вас появятся такие отчеты:
Город | Пассивные | Активные | Супер активные |
Москва | 26% | 74% | 10% |
Санкт-Петербург | 44% | 59% | 7% |
Воронеж | 67% | 31% | 2% |
Важные моменты
- Если у ваших сотрудников портал стоит, как станица в браузере по умолчанию, нельзя учитывать посещения главной страницы в показателе вовлеченности. Это сделает все ваши данные о вовлеченности некорректными.
- Измерять всегда нужно в процентах, а не в штуках
- Здорово, если вы сможете учитывать, что в разное время в компании разное количество сотрудников. Например, летом, когда много сотрудников находится в отпуске посещаемость портала ниже и это совершенно нормально.
Как посчитать?
Все что описано выше можно посчитать с помощью Яндекс.Метрики или Google Analytics. Некоторые думают, что если портал установлен на серверах внутри компании, то их использовать нельзя. На самом деле можно. Нужно только, чтобы у пользователей был доступ в интернет.
Правда, использовать Яндекс.Метрику и Google Analytics может запретить служба безопасности. Если так, то вам подойдет продукт Matomo.
А как пользоваться этой аналитикой?
Теперь у вас есть показатель успешности интранета. И вы можете развивать ваш интранет с помощью гипотез. Делается это так:
Вы придумываете идею (гипотезу) по развитию интранета (например: “если каждую неделю писать новость про сотрудников из регионов, вовлеченность сотрудников вырастет.”
Дальше проверяете эту идею: начинаете писать такие новости, смотрите на показатель вовлеченности. Если оказывается, что вовлеченность растет — продолжаете писать эти новости, оказывается, что падает или не изменяется — перестаете.
Спасибо
Спасибо, до дочитали. Это моя первая статья для Школы внутренних коммуникаций. Если полезно или есть вопросы, пожалуйста, напишите в комментариях или мне в FB.
Напишите еще, пожалуйста, стоит ли развивать тему дальше? У меня есть идеи написать такие статьи:
- Управление развитием интранет с помощью целей веб аналитики
- Как самостоятельно настраивать Google Analytics
- Расчет окупаемости портала с помощью веб аналитики
Обо мне
Меня зовут Евгений Карпов. Я продакт менеджер в Mirapolis. Делаю готовый коробочный портал Mirapolis Portal.
Как уже писал выше участвовал более чем в 50 внедрениях Интранет порталов. Мои проекты выигрывали первые места в Best Intranet Russia 5 раз (СТС Медиа, ПепсиКо Россия, Вымпелком и другие). Если есть вопросы — спрашивайте, пожалуйста, буду рад помочь советом.
Меня всегда можно найти в Facebook, пишите буду рад знакомству https://www.facebook.com/karpov.eugene