Что показало исследование «Роль HR в устойчивом развитии компании»?
Известная формула канадских экспертов гласит: «КСО — HR = PR». И несмотря на это, компании редко используют потенциал HR-департаментов при реализации стратегии корпоративной социальной ответственности.

Сегодня в компаниях КСО в основном занимаются отделы по связям с общественностью, а департаменты управления персоналом привлекаются к этой работе гораздо реже.

В ходе исследования «Роль HR в устойчивом развитии компании» было найдено всего две компании, где менеджер по КСО либо находится в структуре HR-департамента, как в компании ДТЭК, либо совмещает эти функции, как в компании «БДО». «Результаты подобной практики — успешная деятельность этих компаний по КСО», — считает Марина Сапрыкина, руководитель Центра развития КСО. Она отметила, что несмотря на то, что в других компаниях — участниках исследования — созданы структуры по КСО, в которые входят представители разных департаментов, роль HR-департамента преуменьшена. Ему отводят скорее совещательную функцию на стадии реализации проектов и программ, а не инициирования тех или иных предложений. «В этом случае компания теряет одно из главных преимуществ: без участия HR-департамента КСО никогда не будет вписана в ДНК компании», — отмечает эксперт.

Основные тенденции

Большинство HR-менеджеров (61% респондентов) вовлечены в определение ключевых стейкхолдеров организации. Им поручается в сфере КСО повышать осведомленность об этике и корпоративных ценностях компании. Но несмотря на единогласную поддержку утверждения «HR-директор должен знать о КСО компании», HR-профессионалы в 72% компаний в Украине пока не входят в КСО-правление. То есть они не принимают участия в формировании политики компании по КСО.

HR-департаменты и сотрудники в большинстве компаний не разрабатывают ключевые документы. Лишь в 22% компаниях HR-департаменты принимали непосредственное участие в разработке корпоративных ценностей, миссии и видения; в 28% — в разработке КСО-стратегии, 65% — в разработке кодекса поведения. Меньше трети компаний (27%) включают КСО-вопросы в программы найма персонала. И только 33% компаний считают необходимыми тренинги по КСО для новых сотрудников. А более чем в половине компаний (в 55%) КСО-вопросы еще не включены в общие тренинги для сотрудников. Пока только в международных компаниях проводятся тренинги для борьбы со стрессом.

Самые популярные

Среди наиболее популярных практик КСО, которые успешно реализуются компаниями, — корпоративное волонтерство и программы, нацеленные на личностный рост сотрудников. В арсенале 77% компаний есть программа работы со студентами, в рамках которой проводятся стажировки студентов. А наиболее популярными каналами внутренних коммуникаций о КСО-программах компании являются корпоративное издание (83%), внутренний корпоративный сайт (67%) и сбор средств среди сотрудников на благотворительность (67%).

Хотя каналы такой коммуникации в мировой практике гораздо разнообразнее. Так, в Danone есть Be Happy Team — своеобразное объединение активных сотрудников, которые высказывают свое мнение по различным вопросам жизнедеятельности компании и таким образом могут влиять на ее решения — например, решение не изменять местонахождение офиса.

Финансовые выгоды от дружбы НR c КСО

— повышение уровня лояльности сотрудников и сокращение бюджета на рекрутинг и тренинги. Экономия может достигать от $3,5 тыс. до $50 тыс. (во столько обходиться увольнение сотрудника, рекрутинг и обучение нового)

— именно КСО составляющая, а не деньги может принести победу в найме «лучших из лучших». 65% респондентов на глобальном уровне хотят работать в социально ответственной компании. В среднем выпускники MBA готовы пожертвовать до 13,7 тыс. долларов в размере своей зарплаты только для того, чтобы работать на социально ответственную компанию;

— снижение операционных затрат и рост прибыли в результате повышения уровня лояльности сотрудников и производительности.

Международные исследования называют такую цифру: продуктивность сотрудников увеличивается на 4%.

Что касается лояльности, то в датской компании «Ново Нордиск» после введения программы «Ценности в действии» (КСО-программа) отток персонала уменьшился на 5% , причем это в компании, которая в Дании считается «куницей кадров». Другая компания, Sears, говорит о 20%.

— рост лояльности потребителей: 68% потребителей могут отказаться от покупки продукции компании, если ее сотрудники безразлично относятся к покупателям.

Международные тенденции в КСО

Тренд №1

Акционеры пытаются заставить компании связать компенсационный пакет для топ-менеджеров с результатами работы по устойчивому развитию. А именно включить в оценку такие показатели, как уровень удовлетворенности сотрудников (71% респондентов), развитие лидерства (78%), удовлетворенность клиентов (84%) и устойчивое развитие (89%).

На европейском уровне эффективность КСО включена в оценку работы топ-менеджеров в компаниях Sony, Danone, Enel, Veolia. Генеральные директора таких компаний как Alpro включила в оценку работы CEO ? показателей по КСО, на основе которых рассчитывается компенсация;

Тренд №2

Изменения предпочтений у представителей поколения Facebook: 75% молодых людей в США и Канаде желают работать дольше, из них 60% хотели бы делать «хорошие» вещи. Это 30 млн сотрудников, которые могут что-то изменить в этом мире.

По результатам исследования «Роль HR в устойчивом развитии компании» Центр Развития КСО создаст Лабораторию «Роль HR в устойчивом развитии компании», в рамках которой будет разработан «гайд» (пошаговое руководство), как построить партнерство между департаментами КСО и HR, а также использовать потенциала департамента по управлению человеческими ресурсами для укрепления имиджа социально ответственной компании.

Какие аспекты КСО реализует HR-департамент
Этичные основы деятельности — 100% 
Корпоративное управление —  78%
Работа с громадами, благотворительность — 72%
Определение и вовлечение стейкхолдеров ( группы влияния) — 61%
Работа с клиентами — 50%
Охрана окружающей среды — 44%
Нефинансовая отчетность — 44%
Развитие инновационных новых продуктов — 39%
Развитие инновационных новых продуктов — 39%
Работа с поставщиками — 33%
Деятельность по маркетингу — 22%
Источник: Центр развития КСО в Украине

Исчтоник — газета «Дело»

 

(Visited 49 times, 1 visits today)