Дарио Маркетти, генеральный директор «Данон Украина» о «двойных проектах», о выгодах от создания молочных кооперативов и о том, как связаны социальные инвестиции с ростом стоимость акций компании на бирже.

Что для вас означает быть не просто лидером, а ответственным лидером?

Я лично и «Данон» как компания верим в так называемый «двойной проект». Это значит, что мы можем одновременно и зарабатывать деньги, и помогать обществу, продавая здоровые продукты: детского и медицинского питания, йогурты, воду. Кроме того, здесь, в Украине, быть ответственным для меня означает еще и помогать развитию предпринимательства в сельском хозяйстве.

У нас есть было две возможности покупать молоко или только у больших промышленных ферм или и у частных хозяйств, у простых людей. И мы сделали выбор — покупать молоко в том числе и у частников. Хотя для меня было бы гораздо меньшей головной болью обратиться к большой промышленной ферме.

Могу привести из своей практики еще один пример принятия бизнес-решений с учетом социальных проблем. Для упаковки продуктов мы можем использовать либо 10 работников, либо одну машину. В конечном итоге маржа прибыли будет одинаковой. В Украине мы решили использовать труд людей, потому что в стране есть сложности с трудоустройством. При этом компания дает человеку не только работу, но и различные социальные льготы, медицинское страхование и прочее.

Для меня ответственный лидер — это лидер, который, сосредотачивается на прибыли компании, на здоровом бизнесе, и одновременно и на здоровье общества, помогая ему.

Ваш личный бонус зависит от успехов социальных проектов, которые реализует компания?

Да, 1/3 моего личного бонуса зависит от достижения социальных целей. Это связано с тем, что наши собственники в Париже и Нью-Йорке хотели бы, как я уже сказал, в первую очередь, реализовывать проекты, имеющие двойное значение: одновременно и наращивать капитал, и приносить пользу.

Три года тому назад президент группы «Данон» Франк Рибу объявил о выделении 100 млн. евро на проекты, нацеленные на улучшение состояния социальной системы. После этого его заявления сразу возросла стоимость наших акций на бирже. Потому что очень много людей, покупающих акции «Данон», понимают, что если компания помогает тому обществу, где она работает — значит она успешна. Так проявляется взаимосвязь между двумя направлениями бизнеса.

Наша программа создания в украинских селах молочных кооперативов стала первой в мире, созданной на средства, выделенные группой компаний Данон. Мы организуем людей в селе в своего рода ферму, это единственный способ для крестьян выжить в современных условиях.

Должны ли социальные проекты, которые финансирует бизнес, приносить ему выгоду? Какая выгода «Данону» от создания кооперативов?

Мы покупаем молоко у частников и в первую очередь, нам выгодно, чтобы у них было качественное молоко. А то молоко, которое продают на открытых рынках обычные люди, бабушки, — сомнительного качества. И не потому, что люди плохие, а потому что в селах часто отсутствует инфраструктура.

Отличительной чертой проекта является комплексный подход к развитию украинского села — сельские жители не просто имеют возможность выгодно продавать молоко, но и получают необходимые тренинги, современное оборудование (танки — охладители, милко-сканы и т.д.), а хозяйства, в которых четыре и больше коровы — доильные аппараты.

Вы даете деньги на инфраструктуру?

В каждый кооператив мы инветируем до 200 тыс. грн, чтобы организовать современные молокоприемные пункты и хозяйственные услуги для его членов. Формат СОКов (сельскообслуживающий кооператив) в Украине создавался по существующему образцу молочных обслуживающих кооперативов во Франции и в Канаде. Там кооперативное движение развивается на протяжении многих десятков лет и является лучшим примером развития села.

Это распространенная в мире практика сотрудничества мелких и средних производителей с компанией — переработчиком молока. Каждый кооператив, работающий в рамках проекта, получает институциональную поддержку.

Членство в кооперативе предполагает ряд преимуществ для сельхозпроизводителей — в том числе получение ветеринарных услуг, а также услуг по заготовке кормов и приготовлению комбикорма, помощь в развитии пастбищ, и другие. В июле прошлого года была утверждена схема микрокредитования членов кооперативов для создания семейных ферм (от 5-10 и более коров).

Молочные кооперативы — это чья была инициатива — центрального офиса, лично ваша или кого-то из украинской компании?

Впервые я начал посещать украинские села в 2009 году и лично увидел состояние украинского села, уровень жизни людей: взять хотя бы то, что у них фактически нет водопроводной системы.
Именно тогда я понял, что пока люди разъединены, их уровень жизни не будет улучшаться. А если мы хотим возродить украинское село, то нам нужно действовать в направлении объединения.

В чем заключалось ваше личное участие в этой программе?

Я приложил много усилий, когда три года назад ходил на встречи в Министерство сельского хозяйства, чтобы обсудить и начать реализацию программы молочных кооперативов.
Фактически нам никто не верил, нас считали коммунистами. Для того, чтобы «лед тронулся» потребовалось много личных усилий и много личного времени.

А с местными властями тоже лично общаетесь или поручаете это менеджерам, отвечающим за программу?

Конечно, у нас есть команда людей, которые работают на этом направлении. Но я также принимаю участие. Лично встречаюсь с губернаторами Днепропетровской и Херсонской областей, а также лично посетил все кооперативы, которые у нас работают.

Сколько их сейчас и в каких областях, кроме, как я поняла Днепропетровской и Херсонской?

На сегодня работает 20 кооперативов в 5 областях — Полтавской, Кировоградской, Херсонской, Днепропетровской, Запорожской и в Крыму (в 2011 году Проект «Создание молочных кооперативов» занял 1-е место среди социальных проектов в группе «Данон» — «Danawards». — delo.ua)

Видно, что вы этой программой гордитесь, а какими результатами больше всего?

Мы достигли многого, но понимаем, что система еще не идеальна и нам есть куда развиваться (в 2011 году Проект «Создание молочных кооперативов» занял 1-е место среди социальных проектов в группе Данон — «Danawards»). Из того, что удалось достичь, хотел бы остановиться на трех вещах.

Во-первых, я очень доволен, что мы привлекли 3 млн. евро для спонсорства этой программы. В том числе 1 млн. евро — это взнос американских фермеров, которые, узнав от наших партнеров об этой инициативе, жертвовали по 100-200 долларов.

Во-вторых, очень важно, что украинское правительство, наконец-то, начало поддерживать организацию молочных кооперативов.

И третий важный момент, состоит в том, что люди, которые работают в кооперативах, убедились, что им выгодно — ведь их прибыль выросла более, чем в 2 раза.

Кстати, еще один эффект от программы — это дало определенное чувство власти женской половине населения в сельской местности, поскольку 75% работников наших кооперативов — это женщины.

Вы сказали, что программе есть, куда развиваться. Будете создавать новые кооперативы или делать что-то другое?

Их количество более чем достаточно. Но чтобы кооператив был успешен, он должен заниматься не только молоком, потому что молоко — это сезонный продукт. Потому хотим развивать созданные кооперативы, чтобы они давали диверсифицированную прибыль, предоставляя разнообразные услуги. Например, некоторые из них будут задействованы в разведении свиней. Сейчас экспериментируем с разными идеями.

Это в социальной сфере, а что делаете в сфере экологии?

Перед каждым генеральным директором компании «Данон» поставлено задача уменьшить на протяжении следующих трех лет выбросы углерода в атмосферу на 25%. А уменьшением оставшейся части выбросов занимается специальный фонд, который будет высаживать леса. Самые большие проекты реализовываются в Сенегале, Индонезии, Франции, Индии.

Что касается Украины, то в Херсоне , например, мы нашли способ не выпускать пар, который образуется в результате технологических процессов- он сохраняется и используется для отопления здания завода.

Вы сказали, что после того как президент группы «Данон» объявил о выделении 100 млн евро на социальные проекты, стоимость акций компании на бирже выросла, потому что помощь обществу — показатель успешности компании. А в Украине этот тренд действует? Обращают ли внимание власти, потребитель, сотрудники насколько компания «прозрачна», экологически ответственна?

Думаю, что в Украине людям достаточно сложно поверить в благие намерения компании. И почти никто не верит, что компания может сделать что-то полезное для других, да еще и бесплатно. Даже наши работники, когда мы их нанимаем на работу и пытаемся объяснить нашу философию, часто сомневаются в этом. Им кажется, что социальные проекты реализуются, в первую очередь, для того, чтобы зарабатывать на них деньги. Другими словами, если вы помогаете фермерам, вы будете это рекламировать и продавать продукты дороже.

Со временем они меняют свое мнение? Как убеждаете, что ошибаются?

В Украине все наши новые сотрудники, посещают Киевский кардиоцентр, которому мы помогаем с 2009 года для того, чтобы люди могли увидеть, что есть дети, которые нуждаются в нашей помощи.. По этому поводу не проводим никаких PR-акций и все кто принимает участие в наших социальных проектах, делают это по собственной инициативе.

Сколько людей, работающих в компании, вовлечены в корпоративную благотворительность и другие социальные проекты?

75%. Но это после трех лет нашей работы. Вначале было около 20%

А лично вы кардиоцентр посещаете?

Я был инициатором такой помощи. Много раз посещал кардиоцентр со своей семьей, моя жена каждый месяц проведает этот центр.

В Украине с ответственным лидерством не очень хорошо. Думаете этому можно научить в бизнес-школах?

Я не верю в такие институты. Думаю, что ответственное лидерство начинается, в первую очередь, с человека. Многие люди просто не верят в то, что могут что-то изменить в мире. Да, не у всех есть достаточно денег или идей, но у всех есть время. А это самое ценное. И если каждый человек в Украине будет выделять час своего времени в неделю на добрые дела, мы можем добиться значительных изменений.

СПРАВКА

Дарио Маркетти
Родился в 1972 году

Закончил университет Международного менеджмента в Аризоне.
Работал а «Ситибанк» (Англия), компании «Келлогг».
В 2000 году присоединился к компании Данон. В 2003 году стал маркетинг директором «Данон Россия», в 2006 году — маркетинг директором компании в Мексике.
В 2009 году занял позицию генерального директора «Данон Украина».

Источник http://delo.ua

(Visited 196 times, 1 visits today)