За последние годы корпоративы успели стать непременным атрибутом офисной жизни, и кажется, что отказаться от них — все равно что посягнуть на святое. Однако в нынешних экономических обстоятельствах проводить вечеринки с былым размахом, скажем так, накладно да и не очень прилично. Поэтому встреча нового 2009 года проходит под лозунгом: Merry Сrisis! «По моим набдюдениям, четыре из пяти крупных компаний отказались от проведения корпоративных вечеринок, — сетует владелец эвент-компании Emagency Сергей Шиврин. — И даже не столько из финансовых соображений, просто очень быстро сформировалась новая этика: нужно быть скромнее». Впрочем, примирить Новый год и кризис, пожалуй, сможет антикризисная концепция празднества…

Согласно исследованию, проведенному в декабре порталом SuperJob.ru, почти в каждой пятой из тысячи опрошенных российских компаний (18 процентов) корпоративная вечеринка отменена по причине экономических трудностей. 58 процентов компаний все же собираются отмечать праздник: примерно треть (32 процента) — в ресторане, 16 процентов — в офисе своими силами, 8 процентов выбрали другой вариант (совместный корпоратив с управляющей компанией холдинга), 2 процента компаний планируют вывезти сотрудников за город. Интересно, что 19 процентов респондентов не могли определиться до последнего момента — руководство предлагало устроить веселье, но сотрудники против: «Любой корпоратив сейчас — пляска на крышке гроба». Ну а оставшимся пяти процентам и думать нечего — в этих компаниях в принципе не принято отмечать корпоративные праздники.

Почти половина из тех, кто планировал праздновать, сократили бюджеты: примерно четверть организаций — значительно, еще четверть — немного, причем некоторые вовсе не из-за кризиса (просто проанализировали прошлый корпоратив и поняли, что много денег выбросили в никуда). Примерно треть из празднующих сохранили бюджет прежним, а в некоторых компаниях его даже увеличили. Скажем, произошло слияние или у компании сменился владелец, и сотрудников нужно вдохновить на трудовые подвиги: «У нас все хорошо!» Однако таких единицы.

Если еще год назад мероприятие на 200 человек «под ключ» обходилось в 100-400 тысяч долларов (в зависимости от места и прочих нюансов), то сейчас о таких суммах речь вообще не идет. «Итогам» даже удалось найти в Интернете бюджетный вариант «Антикризис» стоимостью… 57 тысяч рублей, он включает в себя минимальный набор: ведущий праздника, диджей со всей необходимой аппаратурой, поздравление от Деда Мороза и Снегурочки, оформление зала шарами, а также небольшой подарок.

Сотрудники праздничных агентств вздыхают, у них сплошным косяком идут отказы: вроде все было заказано заранее, но в последний момент клиенты решали не тратить деньги — время-то на дворе трудное. «Около 90 процентов наших постоянных клиентов решили устроить праздник в офисе, — рассказывает ведущий специалист группы компаний «Праздник жизни» Наталья Бессонова. — Если уж соглашаются на ресторан или кафе, то выбирают недорогое заведение».

Впрочем, это не значит, что корпоратив как таковой совсем отменяется или должен свестись к унылому хороводу вокруг тощей елки. Один из выходов — сделать ставку на креатив. Если уж наступил кризис, значит, надо сделать из него тему. «Например, намечается «Кризис-пати»: спиртное гости приносят с собой, вводится ценовой лимит на подарки, — советует Сергей Шиврин. — Модная тенденция — это low budget («низкий бюджет»). Бюджетную вечеринку можно сделать на любую тему. Вариантов масса, главное — идея. Да та же самая тема Великой депрессии в Америке, или лихие 90-е дают массу возможностей для творчества — «сухой закон», бутлегеры и гангстеры».

В подарках тоже очень удобно обыграть экономический спад. Одно агентство нестандартной рекламы, к примеру, предлагает сувениры: «для тех, кто надеется на лучшее» — золотые слитки из шоколада; «для тех, у кого совсем все плохо» — фирменные банки тушенки и сгущенки; «для тех, кто потерял веру в деньги» — пачки шоколадных долларов, евро, рублей и другой валюты.

Главное, на чем экономят сегодня практически все, — это приглашенные звездные артисты и ведущие. В контексте последних событий среди российских звезд произошла ротация. Самые востребованные для корпоративов знаменитости оказались в сложной ситуации: их обычные расценки теперь кажутся слишком высокими для клиентов, а снижать цену — значит, потерять статус. Скажем, в прошлом году за новогоднее выступление Димы Билана просили 300 тысяч долларов
, гонорар Филиппа Киркорова до кризиса — 120 тысяч долларов. Теперь Киркорова можно пригласить на корпоратив за 40 тысяч долларов — но это обычный, непраздничный гонорар. Зато отличные шансы заработать появились у никому не известных музыкальных коллективов: сейчас очень востребованы группы, которые пусть «не из телевизора», но зато не дерут за свою популярность и за 2-3 тысячи долларов обеспечат музыкальный фон. Впрочем, если задаться целью по максимуму сэкономить на развлекательной программе, то есть отличный способ — заменить выступления профессиональных артистов художественной самодеятельностью сотрудников. «И коллектив сплачивается, и количество позитивных эмоций увеличивается, — предлагает директор московского офиса коммуникационного агентства SPN Ogilvy Дмитрий Комендантов. — Несколько дней съемок в корпоративном фильме или совместное придумывание и разучивание концертных номеров объединяют гораздо сильнее, чем пара часов застолья и танцев». Вот, к примеру, в прошлом году для одной из петербургских компаний поставили настоящий мюзикл. Это был коктейль из песен известных бродвейских постановок, связанных одной историей. С сотрудниками работал профессиональный режиссер, несколько недель шли репетиции. Но это было год назад, когда о кризисе и речи не шло. Сегодня возможен антикризисный вариант: пригласить постановщиком студента режиссерского факультета, под кастинг и репетиции отвести одно из офисных помещений и далее в том же ключе. А то и вовсе не грех вспомнить детство и студенческие забавы — подготовленные своими силами капустники порой не хуже, а то и лучше профессиональных. Так что если ваш шеф не побоится сыграть роль Чудовища, а главный бухгалтер тянет на Красавицу, то — дерзайте. Но вот кто по-прежнему держит цены, невзирая ни на какие кризисы, — это Деды Морозы со Снегурочками. Понимают, что без них никуда, они — гвоздь программы. По словам Натальи Бессоновой, появление на корпоративе главных сказочных героев с самой скромной часовой программой обойдется примерно в 12 тысяч рублей. Наталье уже приходилось встречать Дедушку Мороза и Снегурочку с ярко выраженными азиатскими лицами: видимо, гастарбайтеры подались за дополнительным заработком.

Нынешнее празднование Нового года требует действительно новых идей и творческих усилий. Если постараться, то на ваш корпоратив придут самый настоящий антикризисный Дед Мороз и абсолютно недепрессивная Снегурочка

Источник: Журнал «Итоги», 29.12.2008

(Visited 8 times, 1 visits today)