Ситуация неизвестности, в которой несколько месяцев находится бизнес, негативно воздействует на настроения сотрудников.
Во-первых, произошло ограничение физических контактов. В сложный момент людям инстинктивно хочется держаться вместе, плечом к плечу, совместно переживая трудности, но как это сделать, если компании продолжают работать в удаленном формате – полностью или частично?
Во-вторых, возросла непредсказуемость, область контроля над ситуацией становится все меньше и меньше, а область ответственности не меняется.
Как руководителям проделать путь по «битому стеклу», не растеряв активы компании, и самое главное человеческий капитал?
Готовьте план эвакуации
Пандемия была ожидаема. Министерство обороны Великобритании еще пять лет назад назвало пандемию мировой угрозой номер один. Однако компании оказались к ней не готовы. У них по-прежнему нет плана действий в чрезвычайной ситуации. А такой план жизненно необходим.
Для прогнозирования можно использовать метод сценарного планирования – придумывать всевозможные сценарии кризисов, которые могут случится завтра, например: кибератака, закрытие и существенное снижение объемов операций основного поставщика оборудования, «смерть» сервера cо всеми базами данных и информацией, неожиданное исчезновение ключевого сотрудника. Главное – предположить самые невозможные сценарии. А потом обсудить с командой возможные планы действий – порядок взаимодействия, процесс, полномочия, коммуникацию, планы B, C, D…
В кризис все работают на огромной скорости в условиях многосценарности и в условиях разных коммуникационных потоков. Решения нужны здесь и сейчас. Длительные совещания, обсуждения, согласования — в прошлом. Организации перестраивают операционную модель, переходя в режим штаба.
Кризисный штаб — один из главных элементов структуры компании. Он владеет оперативной точной информацией и принимает решения по самым важным для компании вопросам, причем делает это быстро. В его состав входят собственники, акционеры, топ-менеджмент, юристы и HR. Штаб собирается утром и вечером с специальной переговорной — так называемой War Room — или в онлайн-формате.
Забота о создании пространства, в котором хочется созидать, – это главная задача руководителя.
Избегайте коммуникационного хаоса
Руководители часто не имеют ни плана коммуникации с персоналом, ни продуманного содержания. В результате говорят не то и не так.
Во-первых, не работают над содержанием. Один босс, желая дать надежду людям, сказал: «Мы не хотим никого увольнять». «Не хотим» было прочитано людьми как «Не будем», и, когда позже начались увольнения, они вызвали шквал возмущения и недоверия.
Вторая ошибка — людям говорят, что нужно делать, но не объясняют, зачем. Например, штаб посовещался и принял решение о прекращении партнерства с компанией такой-то. Почему? Без контекста люди теряются, чувствуют себя винтиками машины.
По данным Headhunter.ru, более 56% российских компаний сократили фонд оплаты труда весной и летом 2020 года. Как минимизировать негативные последствия этой вынужденной меры? Это вопрос коммуникаций. Обоснуйте свое решение. Покажите сотрудникам, что компания не вредничает и не жадничает, а пытается выжить.
Можно выиграть бой, но проиграть войну. Например, если мы не сократим оклады, то через три месяца придется сократить 30% людей. Альтернативное решение: сейчас снизим зарплату, но пройдем через кризис с наименьшими потерями.
Частые нерегулярные коммуникации также вредны. Людям нужны регулярные сводки – по расписанию с достоверными данными – такие обращения дают чувство стабильности.
Решаете похожие вопросы? Тогда присоединяйтесь к курсу АНТИКРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Не увлекайтесь удаленкой
Весной компании стали переходить на работу в удаленном формате, Количество россиян, перешедших в кризис на удаленку в апреле 2020 года по данным Rabota.ru выросло с 3% до 14%. Затем на работу в режиме удаленного доступа стали переходить компании, которые отправили сотрудников в отпуск. Летом часть сотрудников вернулась в офисы. Планы бизнеса на осень не ясны, они зависят от того, придет ли вторая волна коронавируса.
Многие компании не делают посещение офиса обязательным, но организуют коворкинговое пространство, в котором люди могут работать при необходимости. Здесь возникает новый вызов. У сотрудников — разные семейные ситуации – кто-то с удовольствием работает из загородного дома, а у кого-то небольшая квартира, в которой целый день шумят малолетние дети, и офис является единственным местом для продуктивной работы. Приходится придумывать, как сбалансировать разные ситуации и синхронизировать работу людей — прописать принципы посещения офиса, правила рабочего дня, перерывов
Но самое главное, что люди ездят сейчас в офис не не только работать — общаться, Совместно выпитая коллегами чашка кофе и человеческий разговор вживую стали в психологическом смысле «глотком свежего воздуха». Это проявление тех самых связей, которые позволяют чувствовать себя частью команды, частью компании.
Полный текст статьи на сайте Forbes.ru
Автор — Марина Починок