В наши дни задача привлечь внимание аудитории становится одной из самых трудновыполнимых. Постоянно приходится искать новые методы, форматы и подходы. А что, если самый эффективный способ наши предки придумали еще тысячи лет назад? Сегодня мы называем его сторителлинг или рассказывание историй. Давайте выясним, насколько этот метод подходит для внутренних коммуникаций, чем он хорош а в чем заключаются его слабые стороны.

Что же такое сторителлинг?

Сторителлинг (storytelling) — искусство использования слов и действий для раскрытия элементов и образов истории, а также для задействования воображения аудитории. Важно, что это не просто рассказ о каком-то событии. Сторителлинг предполагает создание цепляющих историй, которые захватывают внимание, воздействуют на чувства и эмоции. Хорошую историю невозможно создать без конфликта, героев и мира вокруг них.

Рассказывание историй точно нельзя недооценивать — оно очень важно для организации работы коллектива и для повышения сплоченности. Вокруг того, кто умеет красочно и ярко передать историю охотнее объединяются люди. Это подтверждает исследование Андреа Мильяно, антрополога из Университетского колледжа Лондона, которое она провела среди филиппинских охотников-собирателей. Андреа хотела узнать, какие черты в этом сообществе люди больше всего ценят в своих собратьях, и на первом месте оказалось умение рассказывать истории. А некоторые опрошенные даже ценили его в два раза больше, чем дело всей их жизни — охоту.

А зачем это компаниям?

Почему то, что актуально для филиппинских охотников-собирателей вдруг может оказаться важным и для бизнеса по всему миру? С частичным переходом на удаленную работу и из-за глобализации, бизнес-среда становится все более тесной и изолированной. Корпоративное повествование стало объединяющей нитью, которая может поддерживать связь между сотрудниками и организацией.

Поэтому менеджерам по персоналу и внутрикомам важно осваивать приемы сторителлинга. С их помощью намного легче подчеркнуть ту или иную мысль, подойти к ней с разных сторон, сделать её доступной для аудитории. Истории воздействуют одновременно на эмоциональную и рациональную стороны человека, и за счет этого в них заложен огромный мотивационный ресурс.

Сила сторителлинга в том, что он создаёт контекст и эмоциональную связь с предметом, о котором идет речь. К примеру, при выстраивании корпоративной культуры интересные рассказы о жизни и достижениях отдельных сотрудников вызывают большой эмоциональный отклик и откладываются в памяти. В каждой компании есть истории успеха или интересные кейсы, которыми хотелось бы поделиться. Черпая вдохновение из таких фрагментов жизни можно создать увлекательный рассказ. Добавьте в него эмоции, наглядные ситуации, визуальное сопровождение и поделитесь с аудиторией.

Также сторителлинг может стать отличным помощником при корпоративном обучении. Приемы рассказывания истории используются, чтобы подчеркнуть и выделить основные мысли. Так обучение становится практичным и приближенным к реальной жизни, ведь через наглядные истории намного проще усваивать информацию, чем через сухие формулировки. Поэтому сотрудник не просто получает нужные знания, а сразу видит, как их применять на практике.

И всё же назвать сторителлинг универсальным методом нельзя. Есть компании, в которых трудно представить использование каких-то художественных элементов. К примеру, такой подход вряд ли подойдет для юридической практики, или для некоторых сегментов финансовой отрасли.

Какой материал можно использовать для историй?

Представьте, что ваша организация и есть главный герой истории. Какова история вашей компании? Какие проблемы вам приходилось и приходится преодолевать вместе с командой? Подобные вопросы помогут раскрыть уникальную историю, которая создаст связи внутри команды, так как люди почувствуют себя одним целым. И, в свою очередь, вы также поможете очеловечить образ компании.

Можно пойти по другому пути и подумать о своих сотрудниках как о главных героях. Подумайте обо всем многообразии историй, которые могут рассказать люди в вашей организации. У вас наверняка есть сотрудники, которые работают с вами уже много лет и у каждого за плечами огромный опыт, а также много моментов взлетов и падений. У вас также есть новички, у которых может быть новый взгляд на компанию, и они тоже могут им поделиться.

Не знаете, с какой стороны подойти к истории и рассказать её так, чтобы она вызвала эмоции у всех: от руководителей до рядовых сотрудников? У вас есть шанс проработать эти навыки на нашем курсе «Контент-менеджмент». Успейте зарегистрироваться сейчас!

Не забывайте, что доверие и связи выстраиваются там, где есть честность. Так что материалами для историй могут стать и не самые светлые моменты в жизни компании. Проблемы или препятствия, с которыми сталкивается ваша команда, на самом деле делают историю живой и интересной. К примеру, по этому пути пошли в компании Skyeng, чтобы рассказать о том, в какие неожиданные момент иногда нужны знания иностранного языка.

Чтобы заложить основу для коммуникаций, которые найдут отклик у ваших сотрудников, спросите себя:

  • С какими проблемами уже сталкивалась организация?
  • Чему научилась ваша команда в этом процессе, и как вы можете улучшить свои внутренние коммуникации в будущем?
  • На более личном уровне, с чем могут бороться сотрудники? Какую роль они играют в преодолении трудностей?

С помощью такой основы можно рассказать историю с невероятным накалом драматургии.

Как использовать сторителлинг?

Конечно, не все являются творческими повествователями от рождения. Но дело в том, что умение рассказывать истории — это не всегда просто врожденный талант. Практика показывает, что при правильном подходе и отработке ключевых навыков любой грамотный человек сможет сделать использовать сторителлинг в своих целях. Вот пять советов, которые помогут вам раскрыть свой талант рассказчика:

  1. Будьте увлечены процессом. Когда дело доходит до внутренних коммуникаций, чувствуете ли вы интерес к тому, что говорите сотрудникам? Или вы притворяетесь? Когда вы общаетесь с искренним энтузиазмом, этот энтузиазм улавливается и вовлекает сотрудников.

Но как вы можете это сделать? Это связано со следующими советами.

  1. Научитесь показывать и рассказывать. Задумайтесь о том, как часто в своих сообщениях вы показываете читателям, что вы имеете в виду, а не просто говорите им об этом? Идея показывать людям и использовать визуальные или интерактивные средства становится все более актуальной по мере развития технологий.
    Сопровождайте истории изображениями, видео, инфографикой, мемами. Это не просто забавные способы разнообразить ваш контент, но и лучшие инструменты помочь людям понять ваши сообщения, добавить наглядности.

По данным Social Science Research Network, 65% людей учатся визуально. Исследования также показали, что когда мы слышим информацию, мы, скорее всего, запомним только 10% от нее. Но если с этой информацией связан визуал, то 65% людей запомнит её более детально.

  1. Будьте проще. Вам не нужно обладать огромным словарным запасом или использовать невероятные конструкции, чтобы донести свои мысли до аудитории.

Упрощение языка и стиля не только сделает ваше письмо понятным и легко читаемым для сотрудников, но и откроет доступ к истории для потенциальных кандидатов или просто тех, кто следит за работой вашей компании.

  1. Всегда задавайте себе дополнительные вопросы. Вопрос «почему?» — это один из самых полезных инструментов для создания истории. В процессе работы над ней вы столкнетесь с ним не раз. Ваши сотрудники хотят знать, почему вы сообщаете то, что сообщаете. Они хотят понять, почему эта история важна. Для них также важен контекст.

Когда вы рассказываете историю или пишете сообщение, очень важно дойти до самой сути вопроса, продолжая спрашивать, в чем ваша главная цель. Если вы сможете объяснить «почему», люди с большей вероятностью запомнят и оценят вашу историю.

  1. Хватайтесь за самое яркое. Откажитесь от строгого следования композиции рассказа с началом, серединой и концом. Если вы пытаетесь понять, с чего начать рассказ или на какой крючок зацепить аудиторию, подумайте о том, что бы вы сказали другу за чашкой кофе. Обычно мы начинаем с: «Ты не поверишь, что…», и все, что говорится после и есть лучшее начало истории. Именно после этого разворачивается действие, и именно это всем интересно.

Осторожно, ошибки!

Самые распространённые ошибки при проработке истории — монотонность, отсутствие художественных приёмов, сухость, прямолинейность, отсутствие деталей и создание картонных персонажей. Если этих ошибок избегать, то на выходе у вас будет история, которая станет эффективным инструментом внутренних коммуникаций.

Самое главное:

  • В любой истории должна быть центральная идея.
  • Рассказывайте о том, что близко вашей целевой аудитории, но и цепляет вас самих.
  • Используйте разные форматы — что-то лучше отразить с помощью визуала, а что-то через текст.
  • Не забывайте про главных героев и конфликт истории — они помогут привлечь и удержать внимание аудитории.
(Visited 89 times, 1 visits today)