Корпоративные коммуникации постоянно эволюционируют, но в последние годы изменения были особенно динамичными. В экстремальных условиях формировались новые формы коммуникации, смещались акценты и менялись приоритеты. Теперь, когда почти все ограничения уже сняты, актуальным становится вопрос: что из трендов времен пандемии мы возьмем с собой в наступающую «постковидную эпоху».
Золотая середина удаленки
Пандемия коронавируса стала огромным импульсом для уже начавшейся цифровизации многих секторов бизнеса. К руководителям будто внезапно пришло понимание, что в общем-то многим сотрудникам и удобнее, и безопаснее работать удаленно, используя блага цивилизации — интернет и необходимые устройства.
Беспокойства о том, что это может сильно ударить по результатам работы были быстро нивелированы итогами исследований. Оказалось, что удаленка положительно повлияла на эффективность. К примеру, американские специалисты по мониторингу сотрудников из Prodoscore отметили увеличение производительности труда на 47% с марта 2020 года. Причины такого роста они увидели в сокращении перерывов во время рабочего дня, а также в общем росте удовлетворенности персонала.
При этом не обошлось и без трудностей: такие компании, как Splunk и Microsoft, наблюдали большой всплеск производительности лишь в первые пару месяцев карантина, но со временем ощущение одиночества негативно сказалось на мотивации.
Поэтому еще свежи воспоминания о бесконечных спорах, как же лучше работается — онлайн или в офисе. Точку в этих дискуссиях позволяет поставить гибридная работа: сотрудники могут решить, при каких условия они более продуктивны. Часть штата может остаться на удаленке, а другая — вернуться в офис. Есть и другой вариант, когда некоторые сотрудники работают дома 2-3 дня, а остальные дни рабочей недели проводят в офисе.
По данным SuperJob, большинство российских компаний (89%) уже вернули значительную часть штата в офисы, но в IT-секторе доля тех, кто работает удаленно за последние месяцы 2022 года выросла (с 30% до 43%). И возвращение большинства в оффлайн связано не только с желанием работодателей. Не всегда, но часто сами сотрудники требуют вернуть их в офис. Так, разрушая все стереотипы о молодежи, специалисты поколения Z хотят в той или иной форме работать «в поле», несмотря на то, что они выросли в эпоху селфи, текстовых сообщений и виртуальной реальности. Согласно данным ресурса Accenture, более 74% респондентов-зумеров предпочитают общаться с коллегами лицом к лицу, за ними следуют бэби-бумеры (68%) и поколение X (66%). Так что полный онлайн отменяется, или откладывается на неопределенный срок. А вот у гибридной модели все шансы стать реальностью для многих компаний в грядущий постковидный этап развития бизнеса.
Да здравствуют digital-коммуникации!
Во время пандемии цифровые каналы коммуникаций по-настоящему расцвели. В условиях, когда многим сотрудникам не хватало человеческого общения с коллегами и связи с компанией, важнейшей задачей стало развитие digital-коммуникаций. Даже в тех компаниях, в которых раньше взаимодействие с сотрудниками ограничивалось лишь трансляцией важных сообщений, произошел серьезный сдвиг. Мотивация сотрудников, поддержка их морального состояния и вовлеченности — всё это внезапно перекочевало в цифровую среду. И сотрудники действительно охотно пользовались почтой, порталами, мессенджерами, выходили на связь через Zoom и принимали участие в онлайн-ивентах.
Теперь, когда организации возвращаются обратно в привычный режим работы, им лучше не откатываться по наитию к старым моделям коммуникаций. Важно и полезно изучить наиболее успешные методы из 2020-21 годов, чтобы понять, как на самом деле лучше выстраивать стратегию коммуникаций, определить свои дальнейшие шаги и понять предпочтения аудитории. И, конечно, выбрать ключевые форматы контента, которые будут способствовать достижению целей организации, ведь во время пандемии появились более широкие возможности для экспериментов с новыми видами подачи материала. Он стал более интерактивным, нацеленным на вовлечение сотрудников.
Не будем забывать и о том, что благодаря переходу на цифровые каналы, стала доступной возможность видеть более релевантную статистику активностей и участия ваших сотрудников в жизни компании. Это положительно влияет на возможность оптимизации работы на основе реальных данных.
Конечно, коммуникации в digital приносят плоды тогда, когда каналы используются с умом. Чтобы успевать за всеми трендами приходите на наш курс «Контент-менеджмент», ближайших поток стартует уже 30 января.
Многоканальность в тренде
Количество каналов цифровой коммуникации внутри компаний значительно выросло в период пандемии. Благодаря этому сотрудники, независимо от того, какими каналами они пользовались чаще, смогли получать новости, сообщения и обновления по работе в любом удобном месте. От корпоративного портала до чата в телеграм. Особенно актуальны в данный момент системы управлением контентом (CMS). Они позволяют использовать таргетинг (показ только нужным сотрудникам), интеграцию с другими вашими платформами, работают с разными устройствами и позволяют собирать статистику просмотров и обратную связь.
Главная проблема такого подхода — возможная перегруженность, сотрудники могут уставать от однотипного контента, который будто бы сваливается на них из разных мест в один момент. Так что по возможности адаптируйте свое сообщение не только для целевой аудитории, но и для канала, который используете.
Интерактив и активности не выходя из дома
Пока сотрудники сидели в четырех стенах, компаниям пришлось научиться проводить мероприятия так, чтобы они были увлекательными и приближенными к реальной жизни. Одной из наиболее интересных тенденций развития цифровых коммуникаций является то, как компании находят способы адаптации мероприятий для сотрудников в онлайне. Перенос конференций, встреч, выступлений, и даже корпоративов помог бизнесу сэкономить ресурсы, но при этом не оставить сотрудников без важнейших составляющих корпоративной жизни. Это сближает людей, что очень важно для компаний, у которых сотрудники работают на удаленке, а также упрощает организацию многих мероприятий. Так что наверняка онлайн-ивенты продолжат быть в тренде, и хотя бы частично останутся во многих компаниях.
Всевидящее око руководителя
Недавно мы уже писали о том, что бум популярности программ для наблюдения за сотрудниками во время рабочего дня — одна из самых тревожных тенденций последних лет. Безусловно, когда большая часть штата на удаленке, работодатели могут беспокоиться, чем же заняты их сотрудники по ту сторону экрана. Но даже после возвращения в офисы многие не отказались от специального софта. Конечно, удобно видеть статистику и подробные отчеты о том, кто чем занимается, но всё же прямой контроль может пагубно сказаться на доверии сотрудников и их лояльности бренду работодателя. Но пока мы лишь констатируем, что технологии цифрового контроля развиваются и становятся всё более изощренными, так что это еще один тренд постковидного времени, импульс которому придала пандемия.