Кейсы, деловые игры и симуляции

Сегодня говорим об игровых форматах. А именно — о кейсах, деловых играх, ролевых играх и симуляциях.

В чем сходства и различия между кейсами (case studies) и деловыми играми?

Когда-то я думала, что это синонимы, а многие до сих пор так думают. Слова «кейсы» и «деловые игры» можно часто встретить в рекламных текстах в окружении всяких «тренингов» и «семинаров». Однако между деловыми играми и кейсами есть большая разница.

Кейсы (от англ. case — «случай», «ситуация»)

Обучающее событие такого формата — это совместный разбор конкретного кейса, предполагающий презентацию изначальных условий, затем работу в малых группах по решению этого кейса, затем презентацию результата группе экспертов или друг другу.

Кейсы всегда основаны на реальных ситуациях, и участникам предлагается выступить в роли принимающих решение.

Такие форматы чаще всего применяются в бизнес-обучении, где участникам выдается подробное описание некоторой ситуации, подробно описывающей рынок, конкурентную среду, бизнес-показатели некой компании.

Участникам предлагается ознакомиться с описанием, проанализировать ситуацию и предложить возможные решения, либо прокомментировать описанные события. Анализ завершается групповым обсуждением.

Также есть разновидность анализа критических случаев, когда ситуация берется очень сложная (конфликтная, кризисная). Для приближения к реальности можно, например, задать участникам жесткие временные ограничения.

Лучше всего такие события подходят для профессионального сообщества, так как людям, разбирающимся в теме, есть о чем подискутировать, и они с удовольствием готовы анализировать даже большой объем данных.

Кейсы бывают сложными в плане подготовки, так как требуют наличия реальной статистики, достаточной для анализа, но не перегруженной деталями.

Формат требует много времени не только на подготовку, но и на само проведение, особенно, если рабочих групп несколько. Но возьмите противоречивую ситуацию, подготовьте качественную вводную, и тогда из одного-единственного кейса может получиться событие-конфетка!

Деловые игры

Этот формат может стать хорошей альтернативой кейсам, если ваша аудитория — не профессиональное сообщество, но при этом вы хотите в интерактивной форме донести определенную мысль.

Они, напротив, не требуют реальной ситуации, и могут ставить участников в какие угодно условия. Схожи деловые игры с кейсами тем, что участники так же выступают как принимающие решения.

Википедия отмечает, что деловые игры зародились еще в советские времена как «инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности». Однако, за последние полвека деловые игры многое переняли от коммуникативных игр и заметно изменили свой облик.

Сейчас деловые игры (ДИ) используются как основа для интерактивных форматов событий. В ДИ участникам представляется вводная (условия игры, некая ситуация), и им необходимо коллективно принять решение.

Данных в вводной к деловой игре (в отличие от кейсов) может быть мало, и ситуация может быть дана самая фантастическая.

Мне доводилось играть и проводить самой самые разнообразные деловые игры: в одних мы решали, как выгодно купить-продать участки земли, в других выступали как консилиум врачей, решающих, кому из 10 больных сделать пересадку единственного доступного сердца. Где-то строили башню из бумаги, а с кем-то пытались проранжировать 15 предметов, с помощью которых нужно спастись с необитаемого острова.

Существуют тысячи сценариев деловых игр, и если вы решили использовать их в формате своего события, то даже простой поиск в гугле поможет вам с идеями и примерами.

Как я думаю, выбирая такой формат, необходимо помнить, что он требует немалой подготовки вводной, логистики и (пожалуй, самое важное) модератора. Каждая деловая игра должна завершаться грамотным дебрифингом — дискуссией со всеми участниками, умело направляемой модератором. Цель такой дискуссии — осмыслить пережитый в игре опыт, совместно подвести итоги и провести аналогию между игрой и реальными жизненными ситуациями.

Именно из-за дебрифинга я вижу огромный потенциал деловых игр как формата обучающих событий: в презентации или классической лекции спикер может представить одну точку зрения, в панельной дискуссии участники могут услышать несколько разных точек зрения, но именно в деловой игре участники переживают совместный опыт и с помощью модератора сами приходят к нужным выводам, открытиям, новым идеям, сами видят ситуацию с разных сторон.

Ролевые игры

Этот формат во многом похож на деловые игры, и его специфика заключается в том, что у каждого участника есть своя собственная вводная — роль. Возможны вариации: часть вводной может быть дана для всей аудитории, а часть — в личном раздаточном материале; бывают и такие игры, в которых каждому участнику даже общая ситуация дается только с точки зрения его роли.

Важно, что роль дается каждому без исключения, а затем участники спонтанно разыгрывают ситуацию, следуя «вводной» своего персонажа.

Интрига заключается в пересечении целей, в недоступности части информации разным игрокам. В основе хороших ролевых игр чаще всего лежит не просто ситуация, но полноценный сюжет, что сближает их со сценками и театральными представлениями. Обычно ролевые игры завершаются подробным разбором полетов в виде анализа и оценки разыгранной ситуации.

Этот формат дает возможность почувствовать себя на месте другого человека и выявить отношения в коллективе или организации. Он хорошо подходит для экспериментов с возможными решениями сложных ситуаций или моделирования взаимодействий.

Формат такого события еще более сложен в подготовке, но еще более непредсказуем и потому интересен в действии. Если модератор плохо подготовлен, ролевые игры могут стать лишь развлечением или выглядеть слишком искусственно.

Максимально интерактивный, но вместе с тем познавательный обучающий, этот формат может использоваться как один из элементов внутри программы конференции.

Игровые симуляции

Игровые симуляции сделаны из фактической ситуации в целях изучения концепций и практики поведения.

Такие игры обеспечивают безопасные условия для того, чтобы попробовать применить новый навык или смоделировать поведение группы.

Так же, как компьютерные симуляторы управления самолетом или автомобилем, игровые симуляции представляют собой условия, приближенные к реальным, но с правом на ошибку.

Симуляции поощряют активное обучение, могут быть веселыми и интересными. В бизнес-среде чаще всего используются симуляции переговоров, ведения сделок. Такие симуляции помогают развить чувство уверенности при использовании нового навыка в реальных жизненных ситуациях.

Бывают классные комбинации симуляции и ролевой игры, что является редкостью и требует очень тщательной и профессиональной подготовки. Такая массовая симуляция обычно устраивается для демонстрации сложных, многоуровневых бизнес-процессов и для налаживания коммуникаций между разными специалистами и целыми подразделениями. Симуляции лучше всего подходят для внутренних обучающих мероприятий.

Сам формат требует большого количества времени и качественной обратной связи. Хорошая симуляция занимает от 3-4 часов до целого дня. И, конечно же, подготовка — всему голова!

Резюме

Игровые форматы редко используются как одиночные. Как вы уже заметили из описаний, они почти всегда комбинируются с дискуссией, могут сочетаться с презентациями. При грамотном использовании они могут привнести интерактива и динамики в любое обучающее событие совершенно любой тематики и профессиональной направленности. С помощью игровых форматов можно организовать довольно большую толпу участников и предоставить им уникальный, ни с чем не сравнимый опыт.

Статьи цикла

Немного о форматах

Лекция, семинар, тренинг, воркшоп — от теории к практике

Групповые дискуссии

Кейсы, деловые игры и симуляции

Open Space Technology

*текст публикуется с сокращениями

Автор — Аня Дворникова,  источник — #UXEvent Блог об организации конференций и нетворкинговых событий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *