Простая империя: что помогло Ингвару Кампраду создать бренд IKEA
«Если в мире есть такая вещь, как хорошее лидерство, то оно заключается в хорошем примере», — говорил Ингвар Кампрад, рассматривая IKEA в первую очередь как семью, а себя — как ее главу, на которого все равняются. Единство, бережливость, уважение и простота — вот набор ценностей, которые он продвигал. Его личная скромность и бережливость стали легендой: по слухам, он ездил на 15-летнем Volvo, летал экономическим классом, а дом обставлял только мебелью от IKEA. Однако с точки зрения ведения бизнеса куда более важным для Кампрада был принцип тотального неприятия коррупции. Следование ему привело к многочисленным проблемам в России: лишь два из 14 объектов IKEA в стране было запущено в срок, простои привели к многомиллионным убыткам, а несколько шведских топ-менеджеров, подозреваемых в неэтичном поведении, были демонстративно уволены. Однако результат налицо: магазин IKEA в областном центре России ничем не отличается от такого же магазина в пригороде Женевы.
Ошибки лидера
В одном из интервью Кампрад говорил, что мало кто в мире так часто терпел фиаско, как он. Начав бизнес еще в школе и предпочтя предпринимательство продолжению учебы, он перепробовал множество вариантов, пока не остановился на мебели. Памятуя об уроках, которые он извлек из падений, Кампрад позволял своим сотрудникам ошибаться, если дело не касалось этической стороны вопроса. Своей же величайшей ошибкой он называл членство в шведских пронацистских организациях во время Второй мировой войны — этот факт до сих пор дает массу пищи для критиков. Когда информация о вовлечении в нацистские движения стала публичной, Кампрад не стал отпираться и просто в два раза увеличил пожертвования фонда IKEA Foundation, и без того одного из крупнейших в мире. Сделать, ошибиться, извиниться и пойти дальше — возможно, именно эта стратегия помогла основателю IKEA стать тем, кем он стал.
Достижения Кампрада тем удивительней, что он страдал одним из видов дислексии — нарушением способности распознавать знаки. Но этот недостаток привел к появлению фирменного знака компании — особому коду названий предметов, которые мы каждый день видим в IKEA. Не будучи способным запоминать числовые артикулы, Кампрад придумал называть предметы мебели скандинавскими топонимами и именами. Это яркий пример того, как лидер может оборачивать недостатки в преимущества. Еще один недуг, с которым ему пришлось бороться, — алкоголизм, которым он стал страдать в 1960-х годах в Польше, куда впервые вынес производство IKEA.
Завет продавца
Единственной страстью Кампрада была фирма. Но его раздражало, когда кто-то называл IKEA идеальной компанией. «Мы пока еще не там, но мы двигаемся в правильном направлении» — говорил он в интервью, но не спешил делиться информацией с прессой. Будучи на 100% семейной компанией, долгие годы IKEA не раскрывала даже объемы продаж, не говоря о структуре собственности. Однако это не мешало ее успеху как работодателя — в 2016 году IKEA была включена в список наиболее предпочитаемых работодателей от журнала Fortune, несмотря на то что даже топ-менеджерам IKEA запрещено летать бизнес-классом, а останавливаться они должны в обыкновенных отелях. Такая корпоративная культура была прямым продолжением культуры Кампрада: еще в 1976 году он примерял на себя роль пророка, написав брошюру «Завет продавца мебели», в которой делился с работниками компании своими взглядами на мир и работу. «Дорогое решение проблемы — это прерогатива посредственности», «избыточное планирование — наиболее частая причина корпоративной смерти», «всегда спрашивай себя, зачем ты что-то делаешь», — это лишь немногие из наставлений Кампрада, которым он не только следовал сам, но и требовал их соблюдения от других.
Хотите сформировать корпоративную культуру в компании, которая будет служить целям вашего бизнеса? Приходите на курс КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ!
Когда в 17 лет Кампрад основал компанию IKEA, он вряд ли думал, что через десятки лет она, подобно McDonalds, станет символом глобализма, каталог IKEA догонит по тиражам Библию, а мир разделится на тех, кто будет считать ее продукты неизбежным злом, и тех, кто будет видеть в них образец элегантности и доступного стиля. Не одно поколение детей вырастет в окружении мебели из IKEA, а ему самому придется переехать из Швеции в Швейцарию из-за сверхвысоких налогов. Его жизнь была полна противоречивых решений, за которые ему было стыдно, но за которые он не стыдился раскаиваться.
Перефразируя известную поговорку, вы можете вытащить деревенского парня из шведской провинции Смоланд, но никогда не сможете вытащить Смоланд из шведского деревенского парня. Став одним из богатейших людей на земле, Кампрад продолжал ходить в магазин около дома в часы скидок и просил сотрудников использовать для печати обе стороны бумаги. В конце жизни, передав свои акции IKEA благотворительному фонду, Кампрад вернулся в Смоланд, которому он обязан своим детством, первым бизнесом и даже названием IKEA (Ingvar Kamprad, Elmtaryd, Agunnaryd — имя плюс адрес родной фермы). На этом закончился его противоречивый путь, полный успехов, ошибок, простоты и экстравагантной аскезы.
Кстати, на нашем портале есть статьи про две книги, написанных об IKEA:
Есть идея! История ИКЕА (Автор: Ингвар Кампрад, основатель компании)
ИКЕА: собери свою мечту (Автор: Андерс Дальвиг, бывший президент и генеральный директор IKEA)