Волонтёрство для целей внутренних коммуникаций: сплачивает коллектив, усиливает мотивацию, развивает неформальное взаимодействие между всеми сотрудниками.
Международная практика показывает, что социальные программы, в реализацию которых вовлечены сотрудники компании, могут стать важным дополнительным инструментом кадровой политики, с помощью которого руководство может позитивно воздействовать на каждого сотрудника, развивая и «закрепляя» его в компании.
Елена Николаевна Преблагина, консультант по оценке и развитию социальных программ и проектов:
Понятия «корпоративное волонтерство» и «корпоративная социальная ответственность» (КСО) пришли к нам в послеперестроечный период из стран с развитым капиталистическим строем.
Но Россия, знаете ли, — страна непонятная, все время пытающаяся идти своим путем, не вписывающаяся в общемировые стандарты, поэтому использующая, чаще всего, на своих «родных» предприятиях, да и в общем обиходе понятие «социальное партнерство».
Общепризнанный тред — юнионистский подход российских предприятий к социальному партнерству, несомненно, имеет право на существование, но при этом не следует рассчитывать на то, что он способен в полном объеме обеспечить партнерские отношения между работниками и работодателем, а тем более глобальное решение социальных проблем в современном российском обществе.
Конечно же, российские хозяйствующие субъекты в этом вопросе продвинулись дальше, чем официальное трудоустройство и выплаты заработной платы «в белую», за что боролись в 90-е годы органы власти, профсоюзы и трудовые коллективы. Уже более десятка лет российский бизнес рассматривает стратегию работы с персоналом через призму социального партнерства, убедившись в эффективности и экономической выгоде такого подхода. Он многогранен и включает в себя целый ряд аспектов: от соблюдения прав человека, заключения коллективных трудовых договоров, обеспечения дополнительных социальных гарантий до развития корпоративной культуры и этики, создания возможности самореализации сотрудников путем участия в управлении компании и в реализуемых ей социально значимых проектах. Главное, чтобы все подобные заявленные принципы деятельности компаний являлись руководством к действию, реально способствовали укреплению команды, а не носили только лишь декларативный характер…
Таким образом, в российских компаниях появилось корпоративное волонтерство и стало одной из форм социального партнерства работодателя и работников. Руководство смогло «разделить» с сотрудниками свою ответственность за вверенную социальную сферу, а также негативные последствия деятельности компании, решение социальных проблем общества. В свою очередь сотрудники смогли почувствовать удовлетворение от собственного вклада в сохранение окружающей среды, поддержку социально незащищенных категорий населения и развитие местного сообщества.
Независимо от формы участия — посещение детского дома, бесплатные консультации для пенсионеров, организация экологической акции по уборке мусора у водоемов, посадке деревьев, благотворительной акции в защиту животных — волонтерская деятельность сплачивает коллектив, усиливает мотивацию, развивает неформальное взаимодействие между всеми сотрудниками.
Компании, где персонал отдает свое свободное время для помощи тем, кто в этом остро нуждается, легче переживают сложные времена и кризисы, не испытывают высокой текучести кадров, реже несут финансовые потери из-за несогласованности действий сотрудников.
Можно ли утверждать, что успешные социальные программы — самый короткий путь к прямому «отождествлению» сотрудника со своей компанией (а это уже, как известно, мечта каждого HR-менеджера)?
Международная практика показывает, что социальные программы, в реализацию которых вовлечены сотрудники компании, могут стать важным дополнительным инструментом кадровой политики, с помощью которого руководство может позитивно воздействовать на каждого сотрудника, развивая и «закрепляя» его в компании.
Итак, в России волонтерство среди сотрудников компаний появилось, но только в форме внутрикорпоративных социальных и благотворительных программ, для деятельности которых иногда создавались даже целые отделы и подразделения. Такую роскошь могла себе позволить далеко не каждая компания, и тогда многие стали рассматривать возможность поддержки или совместной реализации проектов некоммерческих организаций.
Появление необходимых знаний и опыта у сотрудников бизнес-структур благодаря многочисленным конференциям и круглым столам на тему КСО в первое десятилетие второго тысячелетия, а также выбору стратегических партнеров из числа НКО позволило компаниям теснее интегрировать корпоративную социальную ответственность с основными направлениями своей деятельности. Да и эффективность такого подхода к благотворительности стала гораздо выше, причем, речь идет как о фактической эффективности (конкретные люди или сообщества получают востребованный конкретный вид помощи в решении конкретной проблемы), так и о репутационном эффекте. Гораздо сильнее в психологическом смысле действует не та реклама, в которой сообщается, что компания потратила столько-то миллионов рублей на благотворительные цели, а та, в которой можно показать конкретный результат этих расходов и тех людей, которые непосредственно от этого выиграли.
Преимущество в эффективности достигается также за счет уменьшения бюрократических издержек, более оперативной реакции «третьего сектора» на изменение обстановки и общественного запроса, личной заинтересованности лидеров НКО в решении тех или иных социальных проблем, возможности ими находить и привлекать для работы действительно профессионалов в данной области, в том числе и волонтеров.
Вот в этот момент в России возникает вторая волна корпоративного волонтерства. Ведь компании достаточно быстро поняли идеи и эффективность социального маркетинга (в классическом смысле, а не через социальные сети!), возможность собственного развития с применением кредо бизнеса по уменьшению издержек. В этих случаях за счет безвозмездного, чаще всего, общественно-полезного труда/волонтерства в социальных проектах своих сотрудников и НКО-партнеров с их вкладом своими ресурсами и мероприятиями дополнительного фандрайзинга.
Некоммерческие организации (НКО) столь же быстро отреагировали на новые тенденции рынка, изменив подходы к взаимодействию с бизнесом. НКО приходится мобильно отвечать на требования современной ситуации, так как есть потребность не только обеспечивать существующие программы, но и наращивать свою ресурсность в связи с увеличением общественного заказа на помощь от некоторых категорий населения.
Так, в период с ноября 2011 по март 2012 года по заказу Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Центр развития некоммерческих организаций» мной была проведена оценка результативности Всероссийского конкурса годовых отчетов некоммерческих организаций «Точка отсчета» за 2007-2011 годы.
В ходе исследования было выявлено, что НКО в России несут достаточно большую нагрузку по поддержке социально незащищенных слоев населения. Это видно из следующих фактов: 39,4% НКО, участвовавших в массовом опросе (общий объем выборки — 406 организаций из 52 субъектов РФ), оказывают помощь от 100 до 999 благополучателям, 22,2% — от 1 000 до 9 999, а 8,9% — более 10 000. То есть в России идет распределение услуг в социальной сфере. Некоммерческие негосударственные организации начинают оказывать объем услуг в некоторых случаях не только не меньший, но и больший по сравнению с государственными учреждениями.
Что же представляют из себя некоммерческие организации в России сегодня? Чем они могут быть интересны бизнесу и что пользуется популярностью в сфере благотворительности в данный момент? Давайте рассмотрим краткую характеристику опрошенных НКО в ходе проведенного исследования.
Организации, затронутые исследованием, работают, в основном, более 5 лет: 43,3% — более 10 лет, 32,5% — 5-10 лет, 19% — 2-5 лет и только 5,2% — чуть более 1 года. Это показывает, что в выборках исследования участвовали стабильно работающие организации.
Основные направления деятельности НКО — работа с детьми и молодежью (21,9%), социальная адаптация инвалидов и их семей (17,5%), профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства (16%), а также культурно-просветительская деятельность (11,3%).
Сегодняшние НКО умеют профессионально заниматься фандрайзингом. У 11,8% опрашиваемых бюджет составляет более 10 млн рублей, 16,7% — от 2,5 до 10 млн рублей, а 33% имеют бюджет менее 1 миллиона.
Одним из PR-инструментов для фандрайзинга НКО считают публичную отчетность. Ведь сегодня НКО ставят на первое место привлечение внимания общественности, поскольку таким образом они могут обеспечить себе союзников и партнеров, в том числе и в качестве волонтеров. Поэтому свои публичные отчеты НКО предназначают «широкой общественности, различным группам, донорам, партнерам, перед которыми мы отчитываемся, в целом представителям СМИ, клиентской группе, потенциальным партнерам, людям, заинтересованным в сотрудничестве, волонтерам» (из интервью первой выборки — организаций, делающих публичные отчеты и участвующих в конкурсе «Точка отсчета»).
При этом организациями, которые еще не имеют опыта подготовки публичных отчетов, рассматривается не абстрактное существование публичной отчетности самой по себе, а ее практическая применимость — именно повышение уровня сотрудничества, привлечение добровольцев. Они считают, что их публичные отчеты будут предназначены «для всех членов нашего общества: как для власть имущих, так и для простых людей (чтобы они знали, что существует такая организация), а также для тех, кто желал бы оказать помощь сам» (из интервью третьей выборки — организаций, не делающих публичные отчеты).
Подавляющее число организаций имеет небольшой штат, до 5 человек (63,5%). Численность членов организаций составляет до 10 (19,2%) или до 100 человек (25,6%). Однако треть (29,8%) не указали численность своих членов, то есть это могут быть организации, существующие только за счет добровольческого труда.
Безвозмездные высококвалифицированные кадры для многих российских НКО имеют большее значение, чем деньги, поэтому они делают ставку на привлечение волонтеров — это входит в их фандрайзинговые мероприятия.
Согласно проведенному массовому опросу, 44,3% НКО (общий объем выборки — 406 организаций из 52 субъектов РФ), имеют в своем распоряжении от 11 до 99 волонтеров, 25,4% — до 10, а 12,6% — от 100 до 999. Есть организации (1,5%), у которых от 1 000 до 9 999 волонтеров.
Итак, в России есть профессионально работающие НКО, а у компаний возрастает потребность в лояльности персонала и уменьшении его текучести, когда условия рынка заставляют сокращать многие социальные программы, направленные на сотрудников (в том числе и фонд оплаты труда). Чем дополнительно заинтересовать, удержать персонал и в то же время обойтись без дополнительных финансовых затрат?
Есть предложение — развитием корпоративного волонтерства в новом формате. Ведь теперь у бизнес-структур появилась новая возможность: уход от разработки и реализации собственных программ с использованием корпоративного волонтерства к выстраиванию долгосрочных отношений со стратегическими партнерами — местными некоммерческими организациями — и способствованию самореализации сотрудников путем добровольного общественно полезного труда в совместно реализуемых с НКО проектах.
Таким образом, можно провести исследование среди собственного персонала о его предпочтениях в сфере благотворительной деятельности, возможных видах работ и часах занятости. После этого найти подходящее НКО, заключить с ней партнерский договор, и тогда останется только координировать процесс и получать отчеты с учетом вклада самой бизнес-компании за счет волонтерского труда ее сотрудников…
Источник: Сайт planetahr.ru/http://planetahr.ru/publication/5626