Что делать пресс-секретарю, PR-директору, HR и руководству компании в кризисной ситуации, к которой, конечно же, относятся военные действия?
1. Сформулировать свою позицию
Особенно нужно это сделать, если вы работаете с Украиной или другими странами, активно высказывающимся и вводящим санкции (для зарубежных компаний в России остро актуально).
Да, хочется спрятаться, сказать «я в домике» и молчать до последнего, но это значит породить ещё больше страхов, домыслов и слухов.
Если сейчас невозможно дать чёткие ответы, важно обозначить сроки, когда будет официальное обращение к сотрудникам и партнерам. Объяснить, что в ситуации неопределенности вы не можете зафиксировать позицию один раз, возможно, она будет меняться. Вы будете держать в курсе изменений всю команду и контрагентов. Желательно готовить или дублировать информацию в письменном виде и писать простые и чёткие инструкции. Чтобы не возникало моментов «я не так понял/а». Кейсы, тренды, инструменты в крупнейшем
сообществе экспертов и пиарщиков. Все самое интересное в одном письме!
2. Попросить соблюдать информационную гигиену
Не распространять ни в мессенджерах, ни в соцсетях информацию из непроверенных источников. Объяснить, какие источники можно считать более надежными: например, определенные СМИ, конкретных журналистов, официальных представителей компаний, опубликованные заявления ведомств и пр.
Напомнить, что «внучатная племянница соседа моего троюродного брата» — это не источник вообще. Как и некие «знакомые знакомых» из администраций и спецслужб.
И даже при публикации официальной информации стоит выждать некоторое время, поскольку в погоне за скоростью проскакивают фейки везде, часто попадают в СМИ, а потом опровергаются. Вообще, в критических ситуациях надо торопиться не спеша. Прогуляйтесь, попейте чаю или хотя бы досчитайте до 30, прежде чем нажмёте «репост» или отправите комментарий.
Какова роль лидера в антикризисных коммуникациях, и как стоит себя вести — мы рассказываем ОЧНОМ ИНТЕНСИВЕ ШКОЛЫ ВК. Приглашаем вас присоединиться!
3. Рекомендовать воздержаться от любого рода радикальных высказываний
Оскорблений в адрес властей, чиновников, официальных ведомств и их представителей (любой страны и стороны конфликта). Очень желательно также не делать выпады в сторону медийных людей (актёров, блогеров, телеведущих, спортсменов и пр.) и наций в целом. Если человек в сети под своим именем, со своей фотографией и тем более с указанием места работы, любые острые высказывания могут нанести вред репутации компании в целом. И это ответственность каждого сотрудника, от уборщицы до генерального директора.
Лучшее, что можно сделать, — воздержаться от оценочных высказываний в принципе.
Причем от положительных тоже: ваши восторги и слова поддержки могут быть истолкованы оппонентами как агрессия и демонстрация превосходства. Помните: любой кризис заканчивается, а вам потом жить в спокойное время с тем, что вы наговорили и написали под влиянием эмоций.
Вы как руководитель должны донести мысль, что выплески чувств могут быть «за кадром»: так, чтобы нельзя было сохранить скриншот, запись или видео. Только в безопасной и поддерживающей среде.
4. Поговорить о психологических проблемах
Они сейчас могут возникать у любого человека, вне зависимости от того, насколько близко его касается кризисная ситуация. Тревожность, страхи, приступы паники, отсутствие концентрации, расстройства сна и аппетита — нормальная реакция на происходящее. Если есть возможность, организуйте поддержку, если нет, скажите, как человек может ее получить.
Важно не обесценивать эти переживания сотрудников вне зависимости от их пола и возраста. Слова «соберись, ты же мужик», «да чо ты истеришь», «ну не паникуй», «ты же взрослая, хватит рыдать» и аналогичные — исключены. Они не помогают и только усугубляют ситуацию.
Возможно, стоит ввести облегчённый режим работы для тех, кто переносит ситуацию особенно тяжело. И обязательно говорите о том, что люди переживают по-разному: кто-то молча, уйдя в себя, кто-то публично выплёскивая эмоции. Это не должно стать поводом для критики или ссор, не должно быть разговоров, «как правильно». Каждый справляется так, как ему правильно.
И конечно, ни одна форма тревоги и горя не может стать причиной для выговоров, понижений или увольнений.
5. «Наденьте маску сначала на себя, затем на ребёнка»
Здесь тот же принцип: вам надо продумать несколько стратегий на разные случаи. Как бы ни развивались события, подготовьте хотя бы вчерне план. Ключевое — сберечь компанию и поддерживать ее жизнеспособность. Таким образом вы сохраните и обеспечите в том числе рабочие места сотрудников и обеспечите их и их семьи доходом, а это сейчас принципиально важно.
Поэтому не надо себя эмоционально накачивать, скролля ленты новостей и соцсетей.
Создавайте все возможные резервы, подушки безопасности, запасные выходы и планы «Б». Чем больше вы концентрируетесь на делах и задачах, а их будет очень и очень много, тем лучше. Проявите гибкость и предусмотрительность. Адаптируйтесь к изменениям сами и помогайте другим.
По материалам источника: news.pressfeed.ru Автор: Анастасия Киселева, партнер и директор по развитию PR-агентства Zebra Company